Обзор Vane | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: приключeниe.

Рaзрaбoтчик: Friend & Foe.

Издaтeли: Friend & Foe, Gamera Game.

Плaтфoрмы: PC, PlayStation 4.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, двуxъядeрный прoцeссoр 3,0 ГГц, 4 ГБ OЗУ, GeForce GTX 750 или Radeon R7   260X, 3 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: четырехъядерный процессор 2,2 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 780 или Radeon R9   290X.

На PlayStation 4 Vane уже выходила полгода назад, до ПК же — добралась только в этом июле, и это хороший повод написать обзор на игру. Тем более что проект донельзя необычный — в такой степени, что многим он наверняка покажется мутью и чушью несусветной. Но при этом и не сказать, что амбиции разработчиков (а их, похоже, было выше крыши) совсем ничем не подкреплены. С арт-хаусом ведь всегда так: кто-то будет превозносить до небес, а кто-то — разве что не плеваться.

Quoth the Raven «Nevermore»

О Vane сразу же нужно сказать следующее: к игроку игра до крайности недружелюбна. Причина не в том, что приходится погибать: здесь это скорее исключение из правил, чаще всего — из-за собственной безалаберности. Нет, дело в другом — банально не понять, а что в игре вообще от нас хотят. Уже завязочка у Vane та еще: бушует ураган, все вокруг летает, хорошо хоть видимость не нулевая. И какой-то странный мальчик, очнувшись и поднявшись с земли, куда-то бежит. Вернее, делает он это под нашим непосредственным управлением, и куда бежать — непонятно совершенно. С одной стороны, если ринуться по прямой, прямо будет трещина в земле, и нам ее не перепрыгнуть; с другой, если взять правее — обрыв. Методом проб и ошибок определяем, что бежать следует еще правее — по направлению к башне в песках. Где нас будет ожидать незнакомец в балахоне и маске чумного доктора, настроенный совсем не дружелюбно.

А потом сцена переменится — и под нашим началом окажется птица-ворон. И, опять-таки, что делать — непонятно. Очевидно, что надо куда-то лететь, но куда и с какой целью? За пустошью какие-то развалины в песках, какие-то указатели. Чуть ли не случайно выясняем, что на них нужно садиться и созывать голосом пернатых сородичей. Цели никто не указывает — сам исследуй в полете местность, находи нужные места. В конце концов совместными вороньими усилиями раскачаем обстоятельно штуковину с каким-то шаром внутри — добьемся того, что шар рухнет рядом с развалинами здания. Он рассыплется на золотую субстанцию, которая, если приземлиться в нее, обратит птицу в того самого мальчика, бежавшего к башне. Ну а дальше и вовсе начнется форменный то ли сюр, то ли бред.

Благородно освободив из заточения в клетках еще несколько птиц-мальчиков, в дальнейшем чуть ли не половину игры мы будем заниматься одним и тем же — толкать всей гурьбой еще более странный шар. Совершенно при этом не понимая, куда и зачем — как же часто приходится это повторять, какая-то базовая характеристика игры! Заниматься этим мы будем в на глазах изменяющемся городе-призраке, с чем связаны и задачки в Vane. Шар чувствителен к голосу мальчиков. Те поют, и шар переходит в особый режим, ярко при этом освещаясь изнутри. Суть режима в том, что шар каким-то образом начинает воздействовать на развалины, и те вновь становятся мостами и лестницами. Делать это необходимо затем, чтобы добраться туда, куда эти лестницы и мосты ведут — открыть, например, дверь на пути шара — иначе дальше не продвинуться. Также шар возможно и толкать перед собой в этом особом режиме – тогда дорога достраивается буквально из ниоткуда. Выглядит все это по-настоящему безумно, хоть и очень дешево: у игры движок Unity.

Впрочем, это не связано с теми техническими проблемами, которые мешают играть. Написав о том, что игра крайне недружелюбна к игрокам, следует пояснить: дело не только в том, что никто ничего не объясняет. В конце концов, заявлено все-таки именно приключение-исследование. Дело, во-первых, в не самом удобном управлении, во всяком случае в состоянии птицы. Ворон резко набирает высоту и резко же ее снижает. Величину самой высоты на глаз прикинуть затруднительно — в результате не можешь нормально сесть, если требуется точность приземления, постоянно то недолет, то перелет. С управлением мальчиками проблема другая: камера ведет себя, мягко говоря, очень капризно. Что еще хуже, тела мальчиков очень часто заслоняются зданиями и стенами в непосредственной от них близости, нормально ориентироваться попросту невозможно. А между тем ты всё толкаешь и толкаешь вперед шар, соображая на ходу, а туда ли ты его толкаешь.

Отчасти подсказками служат автоматические сохранения игрового прогресса: если сработал автосейв, значит, всё делаем правильно. Их, к тому же, в достаточном количестве, так что на самом-то деле блуждать-летать неприкаянно долго не получится. Да и сама игра относительно короткая: от трех до пяти часов, тут уж зависит от соображалки и удачи, в Vane без нее все же никак.

Итак, что же можно в общем и целом сказать про игру? Всего правильнее, что Vane — психоделичная, иногда на грани шизофрении, аллегория. Чего? А знают ли ответ на этот вопрос сами разработчики? Или же им просто очень охота была сотворить нагромождение метафор, не особо заботясь о том, как связать их воедино и придать им более-менее четкий смысл? Концовка и вовсе – вот иначе не скажешь – выносит мозг. Одного из мальчиков ожидает еще одна… метаморфоза, определим это так, и после нее будешь думать, а не банальнейшее ли на самом деле объяснение может найтись всему действу? Может, нам показали тяжкий путь взросления? Или, говоря конкретнее, перерождение из детской невинности в особо жестокую и беспощадную, прежде всего к самому себе, зрелость? Решать каждому по-своему. В Vane если и стоит играть, так только из-за диковатой истории. Но при этом быть заранее готовым ко всем тем проблемам с камерой и управлением, которые реально удлиняют время прохождения игры. Прямо скажем, какая-то непочтительность и непорядочность со стороны разработчиков. У которых, вдобавок, амбиций и правда выше крыши: достаточно уточнить, что Vane они сравнивают с играми от Team Ico. Ну-ну.

Радости:

  • Арт-хаусная сумасшедшая история

Гадости:

  • Неудобное управление
  • Капризная камера
  • Часто непонятно, а что вообще надо делать

Оценка: 6,0

Вывод:

Знакомство с игрой чревато. Не исключено, что озарением. Но, отчего-то так думается, куда как вероятнее, что потерей времени и нервов.

Обзор написан по ПК-версии игры.

U$D

adventure
Обзор
№232