К чему я не был готов, начиная играть в World of Tanks | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Нe гoтoв я был в пeрвую oчeрeдь к тoму, чтo я к чeму-тo буду нe гoтoв. Чтo мeня в принципe чтo-тo удивит в игрe, гдe нужнo прoстo рулить тaнкoм и стрелять. Я много раз видел World of Tanks со стороны – и суть игры казалась прозрачной, как августовский воздух. Я играл в WoT: Blitz и в World of Warplanes – никаких сюрпризов мне там не встретилось. Про опыт других MMO и шутеров молчу. «В Танчиках примерно то же самое, только на гусеницах», – пожалуй, эта главная причина, почему много лет я откладывал личное знакомство с миром танков. Мне и так было ясно, что будет в первый час, в первый день и в первую неделю. Прочитав этот не-гайд, читатель будет не так наивен, как был я.

Удивление 1. Побоище

Обычно в игре кривая обучения идёт от простого к сложному. До сих пор я видел только одно исключение – Starcraft 2, где новичок должен стерпеть позор пяти квалификационных матчей. Но все же после инициирующей порки противник худо-бедно подбирается по силам. В World of Warplanes серьезные враги появляются лишь на четвертом уровне техники – до той поры вы чувствуете себя асом, едва лишь сносно освоив правила. Логично было предполагать в World of Tanks тот же алгоритм подбора игроков, но в «Танках» меня выносили отчаянно первые игр сто, и в моей профессионально гипертрофированной фантазии даже мелькнула версия, что проигрыши по ошибке мне засчитывают за победы.

Окей, я не знаю, какие машины танкуют башней, а какие ромбом. И даже не сразу понял, что бывает артиллерийский прицел. Или совсем ужасное: мне на все это плевать, поскольку я скачал, залогинился и искренне надеялся весело провести время под шум мотора и грохот орудий. Но World of Tanks не про это. Ты идешь на официальный сайт и смотришь обучающие ролики (к слову, веселые и наглядные), но если нет желания проходить курс молодого бойца – поставь-ка лучше эмулятор восьмибитки.

Удивление 2. Плюс два

Быть может, вы скажете, что я «чайник», «рак» и вообще – «трус не играет в хоккей». Вообще-то я готов стать коллегой героя рассказа «Мексиканец». Но как быть с делением танков по уровням? На машине четвертого уровня я удивлялся, почему меня бросают в матчи к танкам шестого. Не буду грузить вас своими гипотезами, да только стоило мне купить танк пятого левела, как в первом же матче меня ждали «семерки». Вы прикалываетесь?

Да, в этот момент я пробил дно рейтинга, потому что меня отправляли в ангар одним попаданием, а мой Буратино тщетно тыкался носом в броню тяжей – она хоть и была нарисованной, но отнюдь не на холсте папы Карло. И что вы думаете, после полусотни поражений я оказался в компании танков-четверок? Нет, солдат! Идет война, и противник беспощаден. Потому залезай в свое броневедро и в сотый раз сыграй роль движущейся мишени для прокачанных игроков.

К слову, как это видят в смотровую щель последние? Ведь с тем же успехом можно практиковаться на безответных ботах. Где тут спортивный интерес?

Удивление 3. Ведро с болтами

Позднее я понял несколько трюков, как попадать в бои к равным соперникам. Первый – играть на низкоуровневой технике: у машин 1-го уровня своя тусовка, у 2-го – тоже. Корыто можно быстро проапгрейдить, а затем, получив «элитный» статус, ускоренно прокачивать экипаж (навыками оного пренебрегать – самоубийство). Только таким образом мне впервые удалось увидеть в работе механику игры, попытаться что-то применить на практике и почувствовать, что если меня обыграли – то честно, за счет скилла. И значит, однажды победителем буду я.

Обратным опытом стала покупка легендарного (о, мои надежды!) танка Т-34. После «утюга» Т-28 мне казалось, что лучший танк Великой Отечественной должен минимум летать, изрыгая пламя и похохатывая выхлопными трубами над притихшим от ужаса полем брани. Первый же матч не просто спустил меня с небес, но как будто подвесил гири к ногам: ведро на гусеницах едва ворочало башней, а на уклоне, я думал, оно заглохнет. Орудие перезаряжалось просто вечно.

Я не очень понял, в чем фишка такого баланса. Хардкор мне видеть в играх не впервой, но даже старенькая Lineage 2 хоть и причиняла боль, но в свой черед угощала пряником: если игрок не чувствует сладость апгрейда, зачем он будет копить на него деньги и опыт? World of Tanks дарит, скорее, радость слесаря, будто вы собираете боевую машину из сноповязалки и неликвидов. Впрочем, тогда не ясно, почему именно «стоковая» машина – заведомо барахло – стоит многие тысячи, а апгрейды: движок, пушка, ходовая – относительно копейки.

Удивление 4. Плати, чтобы меньше играть

Любопытно, что у меня так и не возникло желание задонатить. Премиум дает бонус к опыту, то есть я смогу скорее собрать на еще более продвинутую машину. Ключевое слово «скорее» – а куда мне, собственно, спешить? Ведь если игра приносит удовольствие, то почему бы не провести в ней побольше времени? А если это рутина, гринд – что изменит покупка более крутого танка?

Не ставлю себе целью рассуждать здесь о лутбоксах и прочих разновидностях монетизации, не будут также учить разработчиков, как им зарабатывать деньги. Я даже не знаю, хорошо это или плохо; может, ненавязчивость доната – это фишка. Но факт: за те часы, что я провел в игре, мне так и не стало ясно, что изменит в ее восприятии вливание «реала».

Удивление 5. Физика

World of Tanks часто сравнивают с сетевыми шутерами. Но, как это ни парадоксально, боевая система «Танков» в действительности ближе фехтованию из какого-нибудь экшена про средневековье. Только если сравнивать с хорошим симулятором фехтования, которых практически не существует. Когда-то я писал, что понимаю здесь под хорошим. Дело в том, что если у вас игра про людей, которые стреляют друг в друга (шутер), то имеет значение физика оружия, физика пули, но не физика попадания. Да, есть хэдшоты, но никому и в голову не придет высчитывать, попала пуля в лоб или в затылок. Это явно лишнее, у человека практически нет способов защититься, если пуля уже летит в него.

Другое дело – ближний бой, где на каждый удар есть ряд защит, да и без них хватает факторов, кардинально меняющих результативность одинаковых атак. Если в шутере вы должны первым увидеть цель и метко выстрелить, то в фехтовании можно предвидеть атаки, чтобы блокировать их, а значит – появляется возможность хитрить, провоцировать врага на ошибочные действия.

Это полностью справедливо в отношении World of Tanks, где даже применяется термин «танкование», точно в партийной RPG, а заблокированный вами урон приносит в конце матча опыт. С другой стороны, вы почувствуете себя «танковым снайпером» чуть не в каждом втором бою, столкнувшись с машиной, которую невозможно пробить просто «в лоб».

Удивление 6. Убийство взглядом

Последнее замечание касается командной игры, которая вызвала у меня двоякое ощущение. С одной стороны, механика «засветил – арта добила» работает прекрасно, и поначалу это тоже удивляет: тебе достаточно увидеть врага – и он, считай, труп, а ты заработал опыт, даже ни разу не выстрелив. Зачастую даже нежелательно стрелять, чтобы не выдавать себя – мне ранее не приходилось играть в командные игры, где помогать хоть какими-то атаками скорее вредно, чем полезно. Тем более это непривычно в шутере.

С другой стороны, собственно командное взаимодействие ощутить проблематично. В MOBA или MMORPG ты понимаешь, что в одиночку тебе ловить нечего, что вот этот скилл по определению действует только на союзника, что, если собраться и слаженно играть, можно вытянуть победу в безнадежной ситуации. В шутерах, с другой стороны, вполне позволено геройствовать – в одиночку «затащить» весь матч, сколько бы ни было врагов.

В World of Tanks не место одиночкам: если вас окружили и атакуют с двух сторон, выкрутиться вы не сможете. В прямом смысле слова – скорость поворота танка далеко не мгновенная. Но если хотите ощутить командный дух, лучше собирайте друзей: в случайной игре народ ведет себя именно что случайно. За сотни игр я не припомню ни одной попытки скоординировать действия через чат или маркеры на карте. Зато легко вспоминаются случаи, когда победа захватом базы была упущена просто потому, что игрокам хотелось покататься и пострелять, а не холодно выжидать, пока тикает таймер.

***

В заключение я ни слова не скажу, понравилось мне играть в World of Tanks или нет – это вообще не рецензия. Но непохожестей на другие игры я увидел много, что само по себе может быть поводом изучить эту MMO подробнее. Возможно, более близкое знакомство прояснит возникшие у меня непонятки – в этом случае я напишу еще одну статью.

Anuriel

MMO
Подробности Упоминаемые игры и серии: World of Tanks

Комментарии

Panzer

Feb 20th, 2018 — 09:03 am

Добро пожаловать в WoT,   Anuriel!

У меня таких ощущений новизны уже давно нет, 7 лет на танках воюю.

Вся наша жииииизнь — ИГРА!

Anuriel

Feb 20th, 2018 — 12:31 pm

На все игры одной жизни уже явно маловато. Посмотрим, насколько я в танках задержусь)) Цель была наиграть N часов, чтобы потом понимать что к чему, когда выйдет апдейт 1.0. Завтра вот пойду тестировать.

http://anuriel.com/

Panzer

Feb 22nd, 2018 — 08:28 am

«На все игры одной жизни уже явно маловато» — да, очень давнее ощущение.

Вся наша жииииизнь — ИГРА!

AlexS

Feb 22nd, 2018 — 12:37 pm

Я вот в синглы в основном играю и очень надеюсь пройти еще много игр в рамках большой работы, что сейчас затеял. Но разумеется на все игры не претендую, мне бы пройти все игры нескольких конкретных жанров, что значительно сужает их количество. Плюс в очень многое за свою жизнь уже успел поиграть.