Опасное путешествие (Damnation Alley) | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Нaпoслeдoк мы прибeрeгли впoлнe «клaссичeский» пoстaпoкaлипсис, с пустынями, бaндитaми и мутантами. Фильм «Долина проклятий» (1977), основанный на романе знаменитого Роджера Желязны, рассказывает о мире, в котором в результате ядерной Третьей мировой войны немного сместился наклон земной оси. Это вызвало огромные ураганы и бури по всей поверхности планеты. Остатки человечества вынуждены были отсиживаться в бункерах, а после того, как ураганы и бури ушли, люди понемногу начали выбираться на поверхность. И на развалинах старого мира вскоре разгорелась новая борьба за существование.

Действие картины начинается на военной базе, большая часть которой расположена под землей и на которой все еще несет службу отряд американских солдат. Парни развлекаются просмотром журналов и покатушками на мотоцикле вокруг ползающих по пустыне гигантских скорпионов. Однажды трагическая случайность в виде непотушенной вовремя сигареты приводит к пожару, который уничтожает саму базу и большую часть персонала. В живых остаются лишь четверо солдат. Посовещавшись, они решают двинуться в Олбани – единственное место, откуда до сих пор поступает сигнал от выживших людей. Но путь лежит через опаснейшую Долину проклятий – гиблые земли, откуда пока никто не возвращался. Впереди ждут опасные насекомые, всевозможные природные катастрофы, посещение заброшенных городов и стычки с бандитами, а львиная доля сюжета фильма – это роуд-муви с постапокалиптическими пейзажами.

Несомненно, сегодня «Долина проклятий», как и все постапокалиптические картины 70-х, является настоящей классикой. Авторы Fallout не скрывают, что при создании игры именно «Долина проклятий» была для них одним из основных источников вдохновения, наряду с фильмами о Безумном Максе. Конечно, по сегодняшним временам спецэффекты «Долины проклятий» смотрятся бедновато, а актерская игра совершенно бездарна. И понятно, что против «Звездных войн», которые вышли в том же 1977 году, ловить «Долине проклятий» было абсолютно нечего. Что даже странно, поскольку бюджет «Звездных войн» составлял $11 млн., а бюджет «Долины проклятий» — $17 млн. Непонятно, куда делись такие деньги, учитывая, что постапокалипсис вообще можно снимать за копейки, а «Долина проклятий» и выглядит почти как копеечное кино, да еще и без известных личностей в команде, за исключением разве что композитора Джерри Голдсмита, сочинившего, по своему обыкновению, красивый и очень пафосный саундтрек.

В историю кино «Долина проклятий» вошла благодаря шикарному 11-метровому броневику Landmaster, который создали специально для фильма за $300 тысяч. Махина с установленными в ней койками, двумя рулями и душевой до сих пор хранится в одной частной коллекции. Все остальное в фильме сделано плохо, начиная с корявых спецэффектов и заканчивая персонажами, бродящими по опасным землям совершенно без каких-либо предосторожностей. Можно понять, почему в 70-е годы Fox делала большую ставку на этот фильм – идея хорошая, имя Желязны в титрах есть (хотя сам он был картиной очень недоволен), большой бюджет прилагается. Выйди он на экраны не в один год со «Звездными войнами» — постапокалипсис о Долине проклятий, возможно, даже бы собрал неплохую кассу. Но против детища Лукаса ему, действительно, ничего не светило.

При этом даже сегодня смотреть эту картину вполне можно с удовольствием. Вот только относиться к ней лучше как к стандартному B-movie, а не как к крупнобюджетному проекту от именитой голливудской студии. И, так или иначе, кино в любом случае достойно просмотра – какой бы ни была «Долина проклятий», как бы дешево и плохо она ни выглядела, сегодня наряду с двумя частями «Планеты обезьян», «Парнем и его собакой», «Зардозом», «Квинтетом», «Бесконечным бегством», «Смертью травы» и еще несколькими лентами, это классика постапокаипсиса 70-х. Классика, которую совершенно спокойно можно не любить, но непростительно не знать любому поклоннику кинофантастики.