Рaсцвeт грaйндxaус-фильмoв, прeднaзнaчaвшиxся для мaлeнькиx кинoтeaтрoв, пришeлся нa 70-e гoды. К нaчaлу же 80-х этот стиль кинематографа уже потихоньку умирал, уступая место высокобюджетным боевикам. И, тем не менее, на экраны временами выходили фильмы, которым следовало бы появиться на свет еще в 70-х, судя по тому качеству, которым они обладали.
Все это справедливо в отношении двух фильмов, которые замыкают нашу подборку фантастических боевиков 80-х годов. Прежде всего, это лента «Мегасилы» (1982) – образец «плохого» грайндхауса. Главные герои здесь выглядят словно персонажи массовой культуры, причем даже не из комиксов, а из детских мультсериалов, транслировавшихся в середине дня по центральным каналам. Да и сам сюжет воспринимается как эпизод такого мультсериала, растянутый по какому-то недоразумению на почти 100 минут.
Отряд «Мегасилы» под предводительством Эйса Хантера – команда бойцов на суперсовременных мотоциклах и багги, противостоящая диктатору генералу Геррере, армия которого терроризирует латиноамериканские страны. На стороне «Мегасил» — легкость и маневренность в сочетании с мощнейшим оружием, генерал же полагается на многочисленные войска и хорошо бронированные танки.
После просмотра фильма к создателям «Мегасил» возникает также только один, но очень важный вопрос – куда ушли деньги, предназначавшееся на съемки фильма? Официальные данные гласят, что бюджет ленты составлял $20 млн., однако картина совершенно на эту сумму не выглядит. Да, здесь есть военная техника, но ее не так много и она не столь дорогая, как та, что использовалась в «Голубом громе», сделанном за схожую сумму. Здесь нет звезд первой величины, да и вообще нет сколько-нибудь известных актеров. Здесь нет каких-то чересчур сложных трюков, и да, есть батальные сцены, но они сняты грязновато, в дыму и клубах пыли, благодаря которым что-либо разглядеть становится проблематично. При этом в эпоху, когда многократно упоминавшиеся нами «Звездные войны» снимались за 11-18 млн., уж за $20 млн. да с неизвестными актерами можно было постараться сделать настоящее пиршестве спецэффектов. Но, судя по тому, какими получились «Мегасилы», бюджетные деньги ушли куда угодно, только не на фильм.
Сегодня эту картину можно найти только в гнусавом одноголосом переводе. Но, в любом случае, тратить время на нее не имеет смысла – уж лучше посмотрите малоизвестный грайндхаус 70-х, вроде «Однорукого палача» или «Человека из Гонконга». Там хоть намеренно снято дешево и с иронией, но есть хоть какой-то шанс получить удовольствие от просмотра. «Мегасилы» ни одного шанса не предоставляют.
А вот пример «правильного» грайндхауса, который можно с у довольствием смотреть и сегодня – это картина «Механические убийцы» (1986). Да, здесь практически тот же самый рецепт – кино снято за гроши, однако создатели «Механических убийц» даже не пытались относиться к этому фильму серьезно. В итоге получилось малобюджетно, но увлекательно и очень весело.
Команда главных героев этого фильма уже напоминает не детский мультсериал, но полноценный штатовский комикс. История закручена вокруг андроида, превращенного в машину-убийцу ученым Ривзом. Мандроид, как его называют в фильме, отказывается быть послушным оружием своего создателя и сбегает от него. Впрочем, на воле мандроид пробыл не очень долго – он узнает, что Ривз задумал поработить мир с помощью новых технологий, и решает его остановить. В процессе борьбы с войсками Ривза к мандроиду присоединяются женщина-ученый, наемник и настоящий ниндзя.
Большая часть хронометража фильма отведена под долгое путешествие главных героев к крепости главного плохого парня, которое проходит по длинной мексиканской реке и непроходимым джунглям. В процессе им придется повоевать с агрессивно настроенными местными жителями, столкнуться с настоящими неандертальцами, а под конец будут штурм укрепленного особняка Ривза и битва двух мандроидов.
Из своего небольшого бюджета создатели «Механических убийц» выжимают максимальную пользу. Натурные съемки стоят дешево – вот поэтому мы и любуемся большую часть времени на красивую реку и не менее красивые джунгли. Костюм мандроида напоминает настоящие латы киборга, а прицел на глазу главного героя вызывает в памяти Жана Клода Ван-Дамма из «Универсального солдата» (естественно, снятого гораздо позже – и, возможно, именно «Механическими убийцами» вдохновлялись впоследствии создатели «Унисола»). Главный герой также обладает механической рукой, к которой можно приделывать различные сменные конечности (нечто подобное мы в этом году увидим у Неро из Devil May Cry 5) – можно использовать ее как лазер, как огнемет, ракетницу и как много что еще. А временами мандроид приделывает себя к настоящему танку, становясь гибридом человека и четырехколесного транспорта. Романтическая линия передается через непростые отношения ученой Норы и наемника Гарри Фонтаны, ну, а ниндзя в исполнении звезды азиатского кинематографа Конана Ли отвечает за «восточный боевик» – хорошо дерется, кидается сюрикенами и рубит противников мечом. Есть даже собственный аналог R2D2 в лице маленького пищащего робота, кстати, полноценного члена команды главных героев.
Смотреть «Механических убийц» вполне можно и сегодня, но стоит учитывать, что это именно настоящий грайндхаус. Если вы любите блокбастеры – вам это кино не понравится. Но если вы можете с удовольствием смотреть дикую кинопродукцию 70-х, в которой намешано абсолютно все, да еще в совершенно невообразимом сочетании – тогда вам «Механические убийцы» наверняка понравятся. Потому что эта лента – одно из последних воплощений настоящего, «правильного» грайндхауса в американском кинематографе.
Примечательно, что именно «Механическими убийцами», которые представляют собой своеобразный мостик к 70-м, мы заканчиваем рассказ о фантастических штатовских боевиках 80-х годов. Отметим, что наше исследование получилось максимально полным. За бортом остались всего несколько кинокартин, таких как «Опасная территория», «Код доступа», «Специалист по выживанию», «Видение» и еще пара фильмов – по разным причинам фантастики в них совсем мало, и они уже относятся скорее к триллерам либо к обычным боевикам о крутых парнях, и в нашу тему не укладываются. Что ж, а впереди нас ждет развеселый кинематограф 70-х годов, эпоха расцвета грайндхауса. Кстати, тогда фильмов в интересующих нас жанрах снималось намного меньше, чем в 80-е и 90-е годы, и потому мы в нескольких статьях успеем рассказать и о фантастических боевиках, и о постапокалипсисе, и о прото-киберпанке 70-х. Оставайтесь с нами, обещаем, будет интересно.