Обзор The Bard’s Tale IV: Barrows Deep | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: dungeon crawler.

Рaзрaбoтчик и издaтeль: inXile Entertainment.

Плaтфoрмы: Windows, PlayStation 4, Linux, Mac OS, Xbox One.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Core i5-2500K, 8 ГБ OЗУ, GeForce GTX 760 с 2 ГБ или Radeon HD 7970 с 3 ГБ, 55 ГБ нa жeсткoм дискe.

Рeкoмeндуeмыe: Core i5-4590, GeForce GTX 960 или Radeon 290.

«Вoзьми готовый движок Unreal Engine 4», – говорили они. «Там давно всё отлажено, всё оптимизировано, – говорили они. – Сэкономишь на программистах, займешься чистым геймдизайном». После Wasteland 2 Брайан Фарго должен бы понимать, что не все так благостно с инди-движками. Но чистилище «раннего доступа» The Bard’s Tale IV пропустила – эпическая самоуверенность!

Второй вопрос, почему было не взять движок Unity, с которым inXile уже работала? Версия такова: игры на оном не тянут своим видом в высшую лигу. Получается дешево и нишево, как с M&M X: Legacy – тоже как бы воскресили классику, поплакали-высморкались, да и положили в тот же гроб. С Unity вся игра как на ладони, и нужно тащить сюжетом, геймплеем – короче, уникальностью. Для The Bard’s Tale IV, по-видимому, выдающихся идей изначально не было. Поэтому UE 4 – пустить игрокам системы частиц в глаза и как бы оказаться вне сравнения с dungeon crawler’ами класса «Б».

В самом деле, намечалась беспроигрышная комбинация, как в «Пиковой даме»: тройка – красивые скриншоты, семерка – имя The Bard’s Tale, туз – сам Брайан Фарго, заносящий ногу для последнего шага к славе и деньгам. Но в последний момент под ногой что-то хрустнуло со звуком «УЕ!!!!», и вся конструкция рассыпалась, как сны героев Нолана.

У одних игра не запускалась. У других крашилась или зависала. Ломались сохраненки. Не ставилось разрешение экрана. Тормоза и фризы на пустяках, вроде осмотра ящиков и бочек. В общем, вместо вау-эффекта получился совсем другой, но тоже на три буквы. Дальше – патч, требующий для распаковки 50 свободных гигабайт обязательно на системном диске и сработанный, очевидно, на принципе плацебо. Мол, разработчики оперативно фиксят баги. Понятно, ничего они не фиксят, потому что не могут люди, отправляющие в релиз настолько сырую программу, верить в существование багов. Играть в The Bard’s Tale IV мучительно – говорю как человек, ни словом не упрекнувший Gothic 3, Hellgate: London и Kingdom Come: Deliverance.

Выбравшись из-под обломков программного кода, вы понимаете главное: игра не стоит того, чтобы в ней страдать. В ней есть только рыхлая боевка и примитивные загадки – а все остальное: сюжет, диалоги, ролевая система, открытый мир, стелс и крафт – только подразумевается. Если бы перечисленное хоть чего-нибудь стоило, то чередование активностей еще могло бы увлечь. На вполне разнообразных локациях и под соусом из приятных фоновых песен The Bard’s Tale IV сгодилась бы как сносная убивалка времени. Опять же, с оговоркой, что почасовые вылеты с потерей сохранения убивали бы время в два раза эффективнее.

Но The Bard’s Tale IV – это бульон, где почти всё наполнитель, а что в нем плавает – никакой системы не образует, просто приятные штрихи. Вмороженный в стенку гоблин – прикольно. Барды пьют алкоголь в бою – забавно. Но какая-то закономерность, которую стоило бы назвать ядром игры, отсутствует. The Bard’s Tale IV даже не особо пытается быть RPG. Здесь всего-то параметров: здоровье, сила, броня и интеллект. Скиллы у разных классов повторяются. Развилок в квестах нет, реплики можно выбирать любые. Не RPG – тогда что? Ни юмор, ни сюжет, ни исследование мира не являются здесь достаточно яркими, чтобы вытянуть даже отдельный игровой эпизод. Они удачно дополнили бы игру, но дополнять-то нечего.

Например, в M&M X: Legacy при всей ее дешевизне была заявка на хардкор: босс не дает пройти по сюжету – есть смысл качаться, выискивать тайники, подбирать способности сопартийцев. В The Bard’s Tale IV боевка вяло машет рукой: вот она я, здесь. На поле 4х4 отряды по очереди расходуют очки действия, перемещаясь и применяя всякие способности. Смутно прослеживаются «танки» и «атакеры». У монстров довольно разнообразные заклинания. Но баланса нет вообще, и один ваш герой может тащить, а другой – болтаться балластом. Какие-то правила непонятны: почему я не могу зайти на вражескую половину поля, даже когда зачистил их первый ряд? С хардкором это бы бесило, но достойных противников нет, так что просто жмешь плечами. На средней сложности бой – это навалился и закидал всем, что попалось под курсор. Ювелирно подбирать тактику, хитроумно комбинировать скиллы, а уж тем более продумывать прокачку не имеет смысла. Важнее включать ультимативный стелс, чтобы враги встречали бой с лучниками в первом ряду.

Нечто похожее с головоломками: есть замки из шестеренок, плиты на полу, ловушки и кнопки в стенах – в общем, инструментарий большой, и спасибо, что не приходится по сто раз играть в одни и те же пятнашки. С другой стороны, почти все загадки решаются нахрапом: потыкал, покрутил – прошел дальше. Игра спамит количеством, а слова «хитро», «умно», «никогда бы не подумал» в голову не приходят, хотя ну хоть пару оригинальных задачек можно припомнить даже в Doom 3.

В итоге вы явно не купите The Bard’s Tale IV ради графики, которой далеко до любой современной игры с теми же системными требованиями. А если картинка не так важна, то для вас целый Steam с множеством более талантливых dungeon crawler’ов, начиная с серии Legend of Grimrock. И незачем копаться во второсортном геймплее, дожидаясь патчей от неряшливых разработчиков – доработать геймплей у них в жизни времени не найдется, даже если это вообще возможно.

Отдельно про барда, который вынесен в название игры. Барда здесь нет, так что игра могла бы называться, скажем, Dungeons of Skara Brae. Вот в The Bard’s Tale 2004 года действительно был бард – харизматичный жуликоватый герой, чье главное оружие – музыкальные инструменты – звучало всю игру. Песни постоянно исполнялись в кат-сценах, там было настоящее караоке. И все это смешно, с иронией на жанр RPG, ничуть не портя притом полноценный геймплей. В The Bard’s Tale IV можно играть бардом или не-бардом (еще три класса), но если и барда выберете – ваш герой не будет на него похож даже внешне. Он молчит, у него нет характера, а отдельные аккорды просто сопровождают какие-то действия. То же и в бою: не маг, не саппорт, не вор и не лидер – невнятный универсал, которого можно было назвать, допустим, шаманом – с тем же успехом.

Впрочем, здесь весь сюжет написан будто без оглядки на название. Перенести его в другую игру – мало что изменится. Шаблонная история про гильдию искателей приключений, команду героев разных рас, таинственный культ, засевший в проклятой инквизиции – напомните, где это уже было? Да, именно: везде. Добавьте к этому одну из худших локализаций в истории игр, и вы поймете, почему брифинги стилизовали под сказки у камина – сюжет The Bard’s Tale IV реально усыпляет. А с учетом остального это кошмарный сон.

Радости:

  • Приятная (но не более) картинка
  • Песни на фоне
  • Отдельные прикольные штрихи

Гадости:

  • Технически очень сыро
  • Ни одной достойной игровой механики
  • Банальный сюжет, где нет никакого барда

Оценка: 4,0

Вывод:

Если бы The Bard’s Tale IV вышла без багов, ее изучали бы от и до, споря, оправдывает ли она свое громкое имя. Техническая сырость помогла обнажить суть: будь игра увлекательной, баги бы терпели, как терпели их в той же Kingdom Come: Deliverance. Лучше бы Брайан Фарго выпустил сиквел той The Bard’s Tale, что была в 2004 году.

Обзор написан по ПК-версии игры.

Anuriel

ролевая игра
Обзор
№222 Упоминаемые игры и серии: Bard's Tale 4: Barrows Deep, The