Обзор Ghost of a Tale | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: стeлс.
Рaзрaбoтчик и издaтeль: SeithCG.
Плaтфoрмы: PC, PlayStation 4, Xbox One.
Пoxoжиe игры: Gothic 2, Arx Fatalis.
Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Intel i5 2,5 ГГц, 3 ГБ OЗУ, GeForce GTX 660 (2 ГБ) или Radeon R9 270, 5 ГБ нa жeсткoм диске.
Рекомендуемые: Win 8.1 64, Intel i7 3,4 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 770 (3 ГБ) или Radeon R9 285.
Возрастной рейтинг: 13+

Хорошие идеи для игр лежат на поверхности, но часто проходят годы, прежде чем кто-то решится их реализовать, да и редко получается удачно с первой же попытки. В старенькой Gothic 2 я помню смелую вторую главу, где компактный открытый мир наполнили почти непобедимыми противниками, заставив игрока много бегать, прятаться, прощупывать и запоминать бреши и проходы, водить AI за нос, пытаясь проникнуть в еще не обследованные уголки карты ради сокровищ и продвижения по квестам. Последние формулировались весьма пространно, а пометки на карте если и были, то на поверку оказывались тонким издевательством.

Прошел вполне астрономический период времени, и планеты снова сошлись – вышла игра Ghost of a Tale, герой которой, ломая шаблоны, физически не способен на убийство. Все потому, что он маленькая мышь. Пусть не в мире людей, а среди крыс, лягушек и пауков, наш протагонист Тило может только бегать, прятаться, пролезать в мелкие дырки, красться по жердочкам, слишком тонким для более крупного существа – да-да, есть в мышиной доле и свои плюсы. Ах да, еще Тило – менестрель, то есть неплохо сочиняет баллады и аккомпанирует на лютне. Герою подполья нужно освободить свою жену из лап деспота-барона, но для начала неплохо выбраться на свободу самому.

Ghost of a Tale ловко перескакивает от обычного стелса к симулятору мелкого грызуна (пробежать по потолочной балке или юркнуть под стол – классика мышиного быта), оттуда – в квест или room escape, когда собираешь ключи и задумываешься над назначением найденной вещицы. Но в основе всего задача обжиться и исследовать плотные открытые локации, где на первый взгляд и носа высунуть нельзя: заметят, загонят в угол и убьют. Со временем, однако, находится способ обойти каждого стражника, прочесать каждую комнату и стать неуловимым «призраком замка».

Открытый мир спланирован достаточно тонко, чтобы вы то в недоумении не знали, куда идти дальше, то вдруг вырывались в новую большую зону, полную незнакомых опасностей. Игра не гнушается возвращать на пройденные уровни, но минимум внимательности – и вы откроете туда короткие и более безопасные маршруты. Вообще непредсказуемости хватает, и если вы попали в нужную локацию огромным крюком, то вполне вероятно так оно и было задумано. А другой раз ключ от очень важной двери будет висеть рядом с ней на подсвечнике – и вы его не заметите, потому что не может ведь быть все так просто.

Так и со стражниками, которых привыкаешь избегать, но куда мудрее инспектировать их карманы. Для этого проявляем чудеса незаметности или отвлекаем брошенным предметом, а на худой конец – оглушаем чем-нибудь тяжелым по голове или скользким под ноги. Задача непростая, но результат может окупиться сторицей.

Другое решение «ломом» – флорины. Монеты спрятаны в тайниках и квестах, за них можно купить подсказку (отметку нужной вещи на карте) либо откупиться от непонятного задания. Конечно, читерствовать легко: получил подсказку – запомнил – загрузился. Но Ghost of a Tale в принципе не особо сложная игра, чтобы лишать себя удовольствия найти решение своими силами. Другое подспорье – воровские умения, вроде подсветки предметов, которые со временем изучит Тило. Но даже прибавив сюда левел-апы с расширением запаса сил и здоровья, на RPG игра не тянет: прокачаться и раскидать врагов двуручником менестрелю не дано.

Местный движок поначалу шокирует тормозами на ровном месте (не выставляйте настройки видео на максимум!), но вообще-то управлять мышем очень удобно, и через пару-тройку часов вы вполне ощутите прелесть быть в шкуре шустрого-ловкого партизана. Выяснится, что любой столб или выступ – надежное укрытие, что от врагов часто проще убежать, чем прятаться, и вообще они достаточно глупы, чтобы не замечать вдруг открывшуюся дверь или пропажу ценных вещей. Тило не имеет обыкновения цепляться за углы, при падении теряет выносливость, а не жизнь, а антропоморфность позволяет взбираться на возвышенности. Ну и переставлять предметы себе в помощь мы вполне в состоянии.

Разнообразие доступных действий – признак хорошего экшена. Анимация этого разнообразия – огромный дизайнерский труд. Ghost of a Tale прекрасна: можно минуту просто смотреть, как Тило или любой другой герой ничего не делают. У них десятки разных движений, натуральные повадки зверьков, и уже по картинке видно, что игру создавали люди с чувством юмора (вспоминается фильм «Мышиная охота»). Хотя Ghost of a Tale – типичная инди, выросшая на краудфандинге, по графике ее смело можно записать в лучшие из лучших. Подобно Trine 2–3, наградой за прохождение уровня здесь становится сама возможность прогуляться по следующей области, делая скриншоты в разное время игровых суток.

На фоне совершенной графики очень огорчают неозвученные диалоги. Игра-то про барда! Когда Тило «поёт», мы слышим только музыку и возникают строки куплетов – а вокала нет. Такое вот караоке. Да и в обычных диалогах столько острот, что позови веселых актеров – бесспорно вышел бы шедевр. Харизма героев сквозит даже в тексте, рисованные эмоции – хорошая бюджетная замена катсцен, а все вместе похоже на книжку с яркими картинками, добрый юмор которой понравится и взрослым, и детям. А все же радиопостановка получилась бы куда лучше.

Причем сюжет отнюдь не сводится к одним лишь приколам. Катаклизм таинственного Зеленого Пламени, угнетенные народы, гибель сына – все это присутствует фоном, если минимально погружаться в лор: находить книги, заглядывать в справочные пояснения, слушать (то есть читать) песни самого Тило. Да и встречные персонажи не отличаются альтруизмом и душевной теплотой – поражаешься, насколько мышь может быть полезна окружающим.

Расстраивает только оборванная концовка – на все задуманное явно не хватило денег. Главная сюжетная арка не настолько эпичная, чтобы ее разбивать на две игры. С другой стороны, лучше так, чем как в Trine 3, где сюжет, сокращая, попросту скомкали, и разочарования получилось только больше. У Ghost of a Tale обязано быть продолжение в любом случае, и открытый финал будет возможность обыграть.

Еще Ghost of a Tale на релизе страдала от весьма заметных багов, но авторы исправляют их стремительно (чуть не по два патча в день), и к моменту, когда вы читаете эту статью, проблем, наверное, уже не останется. По большому счету игра сделана ровными руками, а подвисающий скрипт или застревание в какой-нибудь текстуре исправить не так уж сложно.

Радости:

  • Свежая задумка
  • Технологичная графика и отличный визуальный стиль
  • Добрый юмор

Гадости:

  • Подтормаживания
  • Озвучки не достает

Оценка: 8,5.

Вывод:

Добрая и красивая игра для самого широкого круга пользователей. Практически не имеет противопоказаний – посмотреть стоит всем, хотя бы из-за плеча играющего товарища. Вдобавок весьма бюджетная по цене. Словом, один из первых приятных сюрпризов года.

Обзор написан по PC-версии игры

Anuriel

stealth
Обзор
№216 Упоминаемые игры и серии: Ghost of a Tale