Обзор The Messenger | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: плaтфoрмeр/экшeн/мeтрoидвaния.

Рaзрaбoтчик: Sabotage.

Издaтeль: Devolver Digital.

Плaтфoрмы: PC, Nintendo Switch.

Пoxoжиe игры: сeрия Ninja Gaiden, Mega Men.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7, Core i5-4210 1,7 ГГц, 2 ГБ ОЗУ, видеокарта Intel HD 4400, 1,2 ГБ на жёстком диске.

Возрастной рейтинг: 13+.

The Messenger не то, чем кажется на первый взгляд. Название посредственное, невзрачное, никак не цепляет, а по кадрам и роликам это новый ностальгический платформер. То есть игра вроде бы обречённая и никому не нужная в 2018 году, после инди-апокалипсиса, на фоне почти нулевой прибыльности маленьких, особенно пиксельных игр. Игру, конечно, поддерживал издатель Devolver, но это гарантия хоть какого-то освещения в прессе — и только. Devolver до сих пор и не выпустила хита уровня Hotline Miami, кроме самой Hotline Miami, а ностальгировать все устали. Все 2010-е ушли на ностальгию. Сколько можно?!

Но The Messenger — игра с козырями в рукавах. Она со страстью возвращает к эпохе NES. Она похожа на магнум опус — жирнейший оммаж экшен-платформерам времен 8 и 16 бит. В ней много всего — больше, чем кажется по описанию, и больше, чем кажется по первым часам. Игра без остановки развивается, растёт, меняется, углубляется и бросает вызовы, быстро захватывая и крепко увлекая в длинное, яркое, разнообразное путешествие длинной часов пятнадцать-двадцать.

Притом начинается она иронично и во всех смыслах просто. По сюжету, ленивый ученик-ниндзя прогуливает уроки, потому что не видит в них смысла: пророчества о демонах не сбываются, вокруг все спокойно, и непонятно, зачем ему тренироваться. Но именно в тот день, когда от скуки он решает пойти на урок, с неба прилетают камни, убивают всех, и в живых остаётся он один. Тут же появляется Легендарный Герой, смотрит на него, вздыхает, даёт Очень Важный Свиток и приказывает отнести к далёкой горе. Поэтому игра и называется The Messenger. Мы играем за курьера. Гонца. Наша главная цель — преодолеть много земель и опасностей, чтобы доставить важное сообщение.

За комичным началом следует облегчённая версия первых Ninja Gaiden: одна простая атака, дальняя атака с помощью сюрикена, прыжок и двойной прыжок с атакой посередине. Игра задабривает простым экшеном и снисходительным платформингом. Тайминг важен, но не жесток. Смерть возможна, но чекпоинтов много, и они близко. Вы прыгаете, иногда плаваете, уклоняетесь от файерболов, избиваете почти безобидных, медленных демонов — ну так, прикольно, музыка хорошая, очень динамичная и по-своему красивая. Так что бежишь резво дальше.

Но потом всё усложняется, усложняется и усложняется. Чекпоинты становятся строже, смерти — чаще, враги — разнообразнее, многочисленнее и быстрее, тайминг — важнее, а платформы и ловушки — фатальнее. Не то чтобы The Messenger включает хардкор, но аккуратно и осмысленно поднимает сложность. Она никогда не ставит в слишком подлые ситуации. Не бросает вызов ради вызова. Она хорошо сбалансирована и создаёт комфорт разными способами.

Во-первых, тут хорошие карты. Хотя умираете часто, все задачи выглядят решаемыми. Всё в рамках здравого смысла. Вас немного прессуют, но только ради приятного олдового чувства свершенного подвига. Без перегибов. Во-вторых, открываются новые фишки. По карте разбросаны порталы в космический магазин, где можно прокачаться, получить новые гаджеты и способности. Сначала открывают базовые вещи вроде сюрикена и способности карабкаться по стенам, а через какое-то время дают, например, вингсьют. Новые механики балансируют новые сложности, и нервы остаются целыми. Даже боссы хорошо продуманны. Принцип победы всегда очевиден, главное — терпение и минимальная техничность. Как, впрочем, в любых играх. Хардкор просыпается лишь в тех местах, где речь идёт о секретах. Но на то они и секреты.

Однако это не главные козыри. На середине The Messenger из линейного экшен-платформера превращается в метроидванию. Прямые уровни меняются на открытый мир. Появляется элемент исследования, нужно проходить одни локации снова и снова. Чтобы не казалось, будто игра водит по кругу и халтурит, в ней появилось путешествие во времени: сюжетное и метафорическое. В какой-то момент ради, в основном, решения головоломок на картах появляются порталы, через которые можно попадать на ту же карту, но полностью переделанную, и не в 8 бит, а в 16. Поэтому The Messenger и кажется магнум опусом: он охватывает сразу две игровые эпохи. Варианты карт отличаются и графикой, и наполнением. Другие монстры и другие ловушки. Иначе выглядит главный герой. Меняется даже музыка: она тоже переходит из 8 бит в 16 и обратно.

Эти переходы сами по себе доставляют много фана. Это разные настроения, разные ощущения времени. Это новый уровень динамики, ещё выше. Хотя надо признать, что такая резкая смена жанра понравится не всем. Если послушать недовольных игрой, то половине как раз не нравится эта метаморфоза. Второй половине — невозможность поменять кнопки. Но это несерьёзная претензия в данном случае.

В результате игра, которая начинается как шутка и казуальщина, спустя часов десять становится насыщенной, глубокой и умной. Для поклонников жанра — знаковой и обязательной. Для остальных — тоже хорошим вложением времени и денег. Тут речь идёт больше, чем о ностальгии. Больше, чем о рефлексах. The Messenger бросает вызовы, но не издевается над теми, у кого недостаточно ловкие и шустрые пальцы. Даже смерть обставлена мило, чтобы смягчить негатив: после каждого возрождения появляется маленький крылатый демон, которого нужно кормить бонусами — это плата за воскрешение. Почти маскот.

Авторы создали игру не для нердов, а для всех. Они придумали запоминающихся персонажей, написали хорошие шутки, умные диалоги. Интересно послушать потрясающие истории хозяина магазина: он на свой манер, циничный, иногда с чёрным юмором пересказывает разные старые сюжеты. Например, сказка о принцессе на горошине у него завершается моралью про токсичные отношения. Кто бы мог подумать! В конце концов, даже основной сюжет оказывается глубже, мудрее и неожиданнее, чем можно представить, и этих 15–20 часов в итоге оказывается мало.

Радости:

  • Разнообразие
  • Комфортность
  • Увлекательность
  • Сценарий
  • Музыка

Гадости:

  • Спорная смена жанра

Оценка: 9,0

Вердикт:

Игра-сюрприз, игра-событие.

Обзор, написанный по ПК-версии игры.

Марк Штейн

metroidvania, платформер, экшен
Обзор
№221