Рецензия на сериал «Маньяк» | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: кибeрпaнк.

Рeжиссeр: Кэри Фукунaгa.

В рoляx: Джoнa Хилл, Эмма Стоун, Соноя Мидзуно, Джастин Теру.

Дата выхода: 2018 год.

«Маньяк» – эдакий «неправильный киберпанк». И здесь даже нужно похвалить его создателей, потому что неправильный в данном случае не значит плохой. То есть создатели «Маньяка» взяли привычную исходную формулу: показать мир будущего таким, каким его представляли фантасты 80-х – но при этом решили обойтись без летающих машин, ночи, струй дождя и всеобщей компьютеризации.

Интернет проник в мир «Маньяка» настолько, что стал практически физическим. Если не хватает финансов на покупку – можно вызывать «рекламных друзей», которые подкидывают немного денег, но при этом заставляют вас слушать рекламные объявления. По улицам ездят роботы-уборщики, в парке робот-панда в костюме фиолетовой коалы играет с людьми в шахматы на деньги. При желании даже можно устроить «реальный чат», вызвав себе платного друга, чтобы пообщаться с ним вместо реального человека. Мир одновременно обычный и необычный, скучно-повседневный и занятный – за него плюс. Жаль только, что создатели «Маньяка» не использовали этот мир на всю катушку, он так и остался декорацией для одной весьма неинтересной истории.

А в центре этой истории два персонажа. Оуэн Милгрим, герой Джоны Хилла, в прошлом шизофреник, до сих пор сомневающийся в том, что вокруг реально, а что – плод его воображения. Он хочет излечиться и для этого принимает участие в испытании новых таблеток. Энни Лендсберг, героиня Эммы Стоун, недавно пережила болезненный разрыв отношений, а еще крепко сидит на таблетках, похожих на те, которые как раз будут испытываться во время эксперимента. Разумеется, она также хочет принять в нем участие. Вдобавок эксперимент контролирует эмоциональный искусственный интеллект, у которого свои собственные «тараканы в голове».

Основная часть хронометража «Маньяка» – собственно эксперимент, проходящий в головах больных, которые под действием таблеток начинают видеть странные вещи. То они попадают в гангстерский мир 40-х годов, то в натуральное фэнтези с эльфами и невидимыми лучниками, то в веселые и беззаботные 80-е, то в 50-е, к началу Холодной войны, да еще и со вторжением пришельцев. И миры сделаны увлекательно, и экшен здоровский, пусть его и мало. Есть даже перестрелка, отлично снятая одним планом, вроде той, которую Фукунага поставил в «Настоящем детективе». А все равно «Маньяку» чего-то не хватает для того, чтобы стать полноценным развлечением.

Сериал о дружбе и о любви, об одиночестве человека в технологичном мире – именно это подчеркивают всякие живые «рекламные друзья» и «прокси-приятели». И еще о том, что люди, которым суждено быть вместе, все равно притягиваются друг к другу, даже если их разум тому противится – именно поэтому Оуэн и Энни попадают вдвоем в различные миры. Все это лежит на поверхности, и все подано так скучно, что впору завыть.

Оригинальный норвежский сериал «Маньяк», с которым вариант Netflix роднят только название да выдуманные пациентами миры, был много короче и много проще. Фукунага отполировал его схему, долил лоска и стиля, но при этом засыпал все таким количеством малозначительных и неинтересных подробностей, что уже к середине шоу мозг зрителя может устать во всех них разбираться. Зачем нам знать историю о ястребе, когда можно рассказать больше о мире «Маньяка»? К чему нужен второстепенный персонаж, внедряемый в сновидения героев в одной из серий, если всю серию он просто присутствует в качестве мебели? И таких фальстартов в «Маньяке» – вагон и маленькая тележка. У норвежцев хотя бы все развешанные на стенах ружья исправно стреляли…

В итоге получаем нестандартный киберпанк, который успешно обманывает не только зрителя, но и самого себя. «Маньяк» усиленно хочет казаться чем-то гораздо большим, чем простое развлекательное кино, из-за чего утрачивает статус развлечения, но и чем-то большим все равно не становится.

Samael

№224