Обзор Xenogears | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: JRPG.

Рaзрaбoтчик и издaтeль: Square.

Плaтфoрмы: PlayStation, PlayStation 3, PlayStation Portable.

К сoжaлeнию, в игрoвoй индустрии нe тaк мнoгo гeймдизaйнeрoв, кoтoрыe спoсoбны нe просто разработать еще один проект для очередного крупного издателя, но и привнести в него частичку своего авторского видения. Один из этих немногих разработчиков — Тэцуя Такахаси, подаривший в конце 1990-х геймерам всего мира игру Xenogears, которую многие справедливо считают не только одной из лучших JRPG, но и одной из лучших игр в истории.

Тэцуя Такахаси начал свою карьеру в 1980-х в компании Nihon Falcom, в которой он успел поработать в качестве художника-постановщика культовой японской ролевой игры Dragon Slayer: The Legend of Heroes. Молодого дизайнера быстро приметил один из гигантов японской игровой индустрии Squaresoft. Такахаси сразу же привлекли к созданию графики для Final Fantasy IV и экспериментальной Romancing SaGa. Впоследствии будущий автор Xenogears работал над дизайном и графикой почти всех крупных JRPG от Squaresoft для SNES и первой PlayStation. Однако лишь в 1996 году ему предложили дебютировать в качестве геймдизайнера. Тогда же Такахаси и решил реализовать свою давнюю мечту — создать масштабную научно-фантастическую сагу, которая смогла бы стать «Звездными войнами» от мира видеоигр. Так и родилась история Xenogears.

Сюжет Xenogears до сих пор считается одним из лучших в истории игр. Он не только не потерял своей актуальности за прошедшие 20 лет, скорее наоборот — вряд ли в ближайшие годы в жанре JRPG, да и вообще в игровой индустрии, стоит ждать появления чего-то столь же грандиозного и детально проработанного. Не зря многие до сих пор считают, что Xenogears — альфа и омега Такахаси как игрового разработчика, проект, в который он вложил свои лучшие идеи.

А идей этих было очень много. Казалось бы, классический сюжет о противостоянии двух стран — воинственной Империи Кислев и мирного королевства Авех — Такахаси умудрился превратить в настолько масштабную историю, что нельзя не согласиться с теми, кто называют эту игру интерактивной книгой.

Так о чем же Xenogears? Эта игра настолько велика, а каждая частичка её сюжета настолько проработана, что дать однозначный ответ практически невозможно. Местной истории с лихвой хватило бы на три полноценные части Final Fantasy. Здесь есть и поиски сокровищ, и исследование подземелий, и спасение принцессы, и революция, и «приключения» в городе-тюрьме, и… и это только первые часов 30 игры, на прохождение которой вполне может уйти от 70–80 часов. При этом Xenogears начинается с пролога, в котором нам рассказывают о падении космического корабля на таинственную планету. Однако что это за корабль, из-за чего он был уничтожен, и каким образом таинственная девушка пережила его падение, мы узнаем лишь в самом финале игры. Ах, да, еще в Xenogears есть мехи!

Если вдохновение для сюжета и персонажей автор черпал в христианской литературе, играх серии Dragon Quest, а также трудах Ницше, Юнга, Фрейда, то гигантские роботы, которых в игре называют гирами, появились в Xenogears благодаря увлеченности Такахаси популярным в то время аниме-сериалом «Евангелион».

Собственно, анимационная студия Production I.G, принимавшая участие в создании «Евангелиона» и сделавшая «Призрака в доспехах», также работала и над роликами для Xenogears. Эталоном жанра JRPG в то время считалась Final Fantasy VII, в то время как Xenogears оказались ее полной противоположностью. Если седьмая «Финалка» предлагала полностью трехмерные компьютерные заставки, двухмерные пререндеренные задники и трехмерные полигональные модельки персонажей, то Xenogears дарила игрокам рисованные аниме-заставки, полностью трехмерное окружение и классических двухмерных спрайтовых героев. Даже местная боевая система отличалась от привычной JRPG-боевки того времени.

Как и в большинстве японских ролевых игр, в Xenogears использовалась традиционная пошаговая система из Final Fantasy, так называемая Active Time Battle, однако существенно переработанная. Так, во время боя у каждого персонажа было некоторое количество очков действия (минимум — 3, максимум — 7), которые он мог тратить на нанесение ударов. За каждый тип удара: правой рукой, левой рукой или ногами — на геймпаде отвечала соответствующая кнопка. Введя правильную последовательность ударов, персонажи могли выполнять самые настоящие комбо-атаки. Аналогично происходили и сражения на гирах, только в них ограничением выступало не количество очков действия, а запас топлива. В целом же местные сражения походили не столько на классические JRPG-бои, сколько на пошаговый файтинг.

С точки зрения геймплея Xenogears выделялись на фоне других JRPG не только боевой системой. Здесь было множество мини-игр, непосредственно вплетенных в основную сюжетную канву: например, плавание по каналам, прохождение запутанных лабиринтов, платформинг, стелс-забег по дворцу и многое другое.

Все это: сюжет, персонажи, геймплей, дизайн, музыка и многое другое — сформировало вокруг Xenogears настоящий культ. Тем не менее, сегодня редко кто-то напрямую посоветует человеку, незнакомому с жанром японских ролевых игр, браться за Xenogears. Почему? Всего два слова: второй диск.

Тайна второго диска Xenogears долгое время оставалась неразгаданной. Дело в том, что после прохождения первого диска, на котором игроков ожидало знакомство с полноценной ролевой игрой, вторая часть (второй диск) игры может ввести в легкий ступор. Ведь игры как таковой здесь почти нет: все происходящее сводится к многочасовому зачитыванию главными героями Xenogears кусков сценария игры, которое редко прерывается на стремительные бои или исследования подземелий. Многие предполагали, что руководство Squaresoft завернуло проект Такахаси, просто-напросто вырезав вторую половину игры, не желая вкладывать в нее дополнительные средства. Однако все оказалось несколько сложнее…

— Честно говоря, произошло следующее: команда Xenogears почти целиком состояла из новых сотрудников, — вспоминает Тэцуя Такахаси. — В то время у нас было правило: «Все проекты разрабатываются два года, а затем всё должно уже быть готово». Так что, кроме самой разработки игры, нам приходилось обучать молодых сотрудников. Вещи вроде 3D были новыми для нас, что в свою очередь приводило к задержкам. Было просто невозможно успеть всё в срок.

Руководство Squaresoft предлагало остановиться на одном диске, но подобное завершение работы нам бы очень трудно далось, и мы чувствовали, что игроки не будут удовлетворены результатом. Поэтому мы предложили следующее: если мы сделаем второй диск таким, каким он получился в итоге, то сможем уложиться в срок с доступным количеством разработчиков и используя весь оставшийся бюджет.

Да, несмотря на странный второй диск, Xenogears все равно получилась шедевром, равных которому в игровой индустрии почти нет. К сожалению, амбиции Такахаси в отношении масштабной фантастической саги так и не были реализованы. Изначально Xenogears задумывалась, как пятая часть гексалогии. Однако в Squaresoft отказались от создания продолжения. А спустя всего пару лет Такахаси покинул японскую компанию, основав собственную студию Monolith Soft, где он сделал по три части Xenosaga и Xenoblade — идейных наследников Xenogears. Но ни одна из этих игр так и не смогла сравниться с историей Фея, историей о гирах, о песчаных пиратах и прекрасных принцессах, о поисках себя и своего места во вселенной.

Максим Данилюк

Интересные факты

  • Изначально сюжет Xenogears должен был лечь в основу Final Fantasy VII, но продюсер «Финалок» Хиронобу Сакагучи посчитал, что сценарий, написанный Такахаси, слишком мрачен для очередной номерной части популярной франшизы. Тогда историю Такахаси попытались адаптировать для сиквела культового Chrono Trigger, и лишь потом молодому геймдизайнеру дали добро на создание оригинальной игры по собственному сюжету.
  • Более подробно игровая вселенная Xenogears описана в книге Xenogears Perfect Works, которая издавалась только на японском языке. На русском языке доступны сканы книги.
  • В 2008 году Xenogears была выпущена в PlayStation Network на территории Японии и США. Сегодня, помимо оригинальной PlayStation, игра доступна для PlaySation 3, PSP и PlayStation Vita.

jRPG
Обзор
№216
Xenogears