Обзор Warhammer 40000: Gladius – Relics of War | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: 4x-стрaтeгия.

Рaзрaбoтчик: Proxy Studios.

Издaтeль: Slitherine Ltd.

Плaтфoрмa: PC, Linux.

Пoxoжиe игры: Civilization: Beyond Earth, Warlock: Master of the Arcane.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Core i3-2100 3,1 ГГц, 4 ГБ OЗУ, GeForce GTS 450 или Radeon HD 5750, 2 ГБ нa жeсткoм дискe.

Рекомендуемые: Core i5-750S 2,4 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon R9 270X.

Возрастной рейтинг: 13+

Глядя на обилие удачных игр по вселенным Warhammer, впору подумать, что у Games Workshop есть волшебная палочка, которая любую Золушку превращает в принцессу. Ну правда, взяли студию Fatshark, на счету которой дрянные экшены, взмахнули-колдонули – и вот у неудачников выходит отличная Vermintide 2. Или нашли невесть где студию Rogue Factor, а она возьми и создай оригинальнейшую тактику Mordheim: City of the Damned. Но иной раз, кажется, уже и палочкой махали, и в бубен стучали, и пляски дикие, и котел чем-то зеленым чадит – а «принцессу» в приличное общество не вывести: заурядна, дурна собой, да еще и склонна к девиантному поведению. Gladius – Relics of War от студии Proxy – пример того, почему правильнее не надеяться на чудеса, а ходить в школу.

Более всего Gladius напоминает Civilization 5, от которой отрезали сначала всё, что не вяжется с представлением о Warhammer 40k как вселенной, где только воюют и убивают, потом резали то, что не смогут реализовать, потом уже просто так резали и, наконец, взглянув на результат, вздохнули: «Какой же навороченной получилась у нас игра». Хотя начать бы с того, что Civilization 5 – проверенная временем, но одновременно и поднадоевшая за сроком давности стратегия, и собственная космическая версия у нее давно имеется.

В общем, если мы о четырех «ex-», заявленных в жанре, то они на месте, а если мы о том, какой должна быть игра в 2018 году, то хочется немного здравого смысла. В Gladius мы строим города, в них – заводы по производству ресурсов, а затем обучаем юнитов и героев. Далее армия бродяжничает по карте, отбиваясь от ксеносов (местных варваров), захватывая гексы с ресурсами и при случае вступая в бой с вражескими войсками. К этому добавим изучение технологий – вот и всё, почти исчерпывающее описание игры. Сегодня это не идея для проекта, а сплошная серость, даже если поверх приписать слово Warhammer. Остается надежда на оговорку «почти», но видит Бог, лучше о ней в конце.

Пока немного о том, почему избирательно подражать плохо. Положим, без дипломатии Gladius вполне обходится, а битвы трех и более игроков по принципу «каждый против всех» хаотичные, но веселые. Другое дело – экономика, которая зачем-то есть, и ход за ходом города требуют внимания, но возможностей никаких она не дает. Говоря совсем просто, герой с десятком юнитов-ветеранов при правильной игре могут побеждать в любых битвах без потерь, становиться сильнее за счет опыта – и плевали они, что где-то на другом краю карты у них вроде как города. По сути, если в нормальной стратегии армия базируется на экономике, то в Gladius экономика развивается за собранные армией ресурсы, без всякой цели, да и слово «развитие» тут применимо с натяжкой.

Дело в пренеприятнейшем балансе, когда города строить сложно, поэтому распараллелить производство не удается, а колонизация карты становится невозможной абстракцией: 90% ее и более будет пустырем до конца игры. Скорость работ в городе практически не увеличивается с ростом населения. Хотите быстрее обучать юнитов – возводите вторую казарму, а это лишние действия. Причем таких лишних действий много: то в городе упала мораль, то перенаселение, то негде строиться, и отдельной командой надо присоединять к городу ячейку. Строишь здание, которое производит недостающий ресурс – а оно при этом потребляет другой ресурс. Как итог, вместо развития какое-то непрерывное затыкание дыр, ну просто экономический survival. Теперь представьте, что у вас становится два-три-пять городов, возня с ними растет пропорционально. И ради чего вся эта морока?

В Civilization развитие производства мотивируется быстрым устареванием юнитов. Лучник всегда слабее арбалетчика, как его ни улучшай. В Relics of War, по иронии, наука – самая неприхотливая из активностей; даже без научных зданий можно обходиться до последних этапов игры. Но вот изучен новый юнит – теперь вы просто апгрейдите старый? Нет, так не выйдет. Вам придется собрать гору ресурсов, обучать нового робота ходов десять, потом вести через всю карту (ни строительства дорог, ни аэропортов нет) – и в завершение убедиться, что он ничем не лучше старых прокачанных из вашей гвардии. Продвинутые танки и роботы впечатляют разве что громкостью пальбы. Если по какой-то причине вы задержитесь в Gladius дольше 2–3 партий, то придете к тактике XCOM, совсем не похожей на ту, что представляли себе разработчики. К слову же о балансе юнитов: проще вообще нанять нескольких героев, купить им за гроши топовые артефакты и получить неубиваемую братву, вроде варваров из «Героев 4».

Добавим ради справедливости, что по крайней мере все четыре доступные расы действительно заметно различаются, причем даже стилем брифингов (орки пишут сплошными «ашыпками»). Здесь снова сложно говорить о балансе, ведь артиллерия, стреляющая клеток на десять, есть только у Астра Милитарум, а телепорт юнитов между городами доступен только Некронам. Космические десанты могут надеяться только на упрощенные для них правила: всего один город, меньше видов ресурсов, облегченный контроль карты. Орки зависят от ресурса Влияние, чуть быстрее бегают – но по-настоящему стратегических преимуществ у них нет, и играть ими можно разве что против компьютера. Стоит ли говорить, что AI в Gladius не из тех, что побеждают ювелирным расчетом действий и наказывают за каждую ошибку? Нет, конечно, это именно что бот, имитирующий жизнь в отсутствие реального соперника.

Но вернемся к уникальности рас. Дабы не пожаловались, что Warhammer’а в игре мало, Proxy Studios придумала каждой расе цепочку заданий с претензией на сюжет. Это не отдельные кампании, а вариант победы на случайных картах: не хотите просто разрушать города противника – пройдите цепочку заданий до конца. Смелая идея – ну, если забыть про квесты в Civilization 6 и Beyond Earth – но хотя бы для Proxy Studios смелая. Правда, уместнее говорить не о варианте победы, а о варианте поражения, ведь выполнять данные миссии, да еще с опережением, смерти подобно. Они подразумевают скриптовые события, вроде появления огромной армии прямо рядом с вашим войском или нашествия монстров на все ваши города. Причем выдают задания не одно за другим; пройдет не один десяток ходов, и вы получите скриптовый сюрприз неожиданно, в самый неподходящий момент. Далее несколько ходов агонии, когда вы безнадежно пытаетесь перегруппировать силы, а потом – главное меню, и вы будете долго спрашивать на форумах, что вы сделали не так.

Но лучше сразу поставить DLC «Владыка Черепов» – тогда к вашей столице телепортируется здоровенный босс, убивающий всех одним ударом – очнетесь от припадка ярости, когда игра уже будет деинсталлирована. По сути, это единственно закономерный финал знакомства с Warhammer 40000: Gladius – Relics of War для настоящих любителей глобальных стратегий.

Радости:

  • Стилистика Warhammer 40k.
  • Расы значительно различаются.
  • Много разных юнитов.
  • Звук.

Гадости:

  • Дырявый баланс.
  • Слабый AI.
  • В экономике много ненужного.
  • При этом ряда необходимых механик не хватает.

Оценка: 5,0.

Вывод:

Большим поклонникам Warhammer 40k не стоит очень уж опасаться этой стратегии. При всей примитивности она нескучная, и если представить, что это демо-версия некой 4x-стратегии в известной вселенной, то сыграть партейку за каждую из рас вполне можно. Но о возможности довести Gladius до ума патчами и DLC даже речи быть не может.

Anuriel

Глобальная стратегия
Обзор
№220 Упоминаемые игры и серии: Warhammer 40000: Gladius – Relics of War