Обзор Elex | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: action/RPG/adventure.
Рaзрaбoтчик: Piranha Bytes.
Издaтeль: THQ Nordic.
Плaтфoрмa: ПК.
Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Core i5 3570 или FX-6350, 8 ГБ OЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon 7850, 35 ГБ нa жeсткoм дискe.
Рeкoмeндуeмыe: Core i7-4790 или FX-8350, 16 ГБ OЗУ, GeForce GTX 1060 или Radeon RX 480.
Вoзрaстнoй рейтинг: 17+.

Студия Piranha Bytes знаменита, в основном, благодаря играм Gothic 1-2. «Готика» действительно сильно повлияла на компьютерные RPG. Именно после «Готики» (а не после The Elder Scrolls) все бросились делать ролёвки от третьего лица, озвучивать диалоги и фанатеть от грязного средневековья. Немецкая студия известна и другим – необъяснимой тягой переделывать под ноль то, что и так неплохо работает. Исключение – игра Risen – лишь подтверждает правило: даже спустя 8 лет у этого римейка Gothic 1-2 «очень положительный» рейтинг в Steam. И любой на месте Piranha ковал бы железо, не отходя от Кикстартера, а то и потеснил на пьедестале CD Projekt RED (а кто такая была эта RED в 2009-ом?). Но Piranha сохраняет прямо-таки вызывающую тягу к экспериментам, и как-то я даже сбился со счета, сколько раз ей пророчили крах. И все никак.

В общем, Elex – это и не Gothic, и не Risen. Это снова что-то непривычное, неудобное, выходящее за шаблоны уже сюжетной завязкой. В некий мир, похожий на наш, врезался метеорит из волшебного минерала элекса. Элекс, как выяснилось, и в технике полезен, и в альтернативной кулинарии. Подсевшие на синие кристаллы люди прозвались альбами (очевидно, за бледный вид) и объявили тотальную войну за минерал остальным – так называемым свободным людям. Последние отнеслись к этому по-разному. Храмовники – технократы и сектанты – апгрейдили элексом пушки и роботов, чтобы держать альбов в берегах. Берсерки назвали элекс чистым злом, научились его абсорбировать с помощью чудо-репы, превращая в ману, а освоившись с колдовством, объявили греховной любую технику сложнее рогатки. Наконец, изгоев с натяжкой можно назвать фракцией: это обычные бродяги-бандиты постапокалипсиса, впрочем, имеющие собственную столицу и главного авторитета. Итого три сеттинга в одном, как в фильме «Судный день».

К одной из фракций свободных людей присоединится наш герой – впору сказать: «Привет, Gothic!» Но тут же выяснится, что герой не безымянный и с конкретным прошлым: это бывший командор альбов Джакс, ставший жертвой заговора. Да, среди альбов нет единства, и вообще расклад сил выглядит сложнее с каждым часом игры. Есть альбы-изгнанники и зубастая оппозиция, зачатки коалиций разных фракций и всякие одиночные гуру, знающие про элекс что-то, чего не знаем мы. И так во всём: на один знакомый приём приходится три неожиданных.

Например, все персонажи запоминают ваши слова и одобряют либо не одобряют поступки, как в заправской адвенчуре. А набор разговорных навыков оценила бы даже Obsidian: можно не только очаровать харизмой и запугать кулаками, но и блеснуть знанием техники либо промыть мозги псионикой. На квестах это сказалось, и что в другой игре сходит за хитрость, персонажи Elex раскусывают на раз, и Джакс получает по лысине.

Что не все новшества удачны – это само собой. Действительно плохо, что самые непонятные, спорные решения бросаются в глаза в первые часы игры. Растянутые локации, где мысль обшарить каждый уголок вызывает не исследовательский азарт, а панику. Реактивный ранец, просто созданный избегать монстров и проникать в закрытые зоны. Дешевая графика, где на впечатляющие пейзажи хватило мастерства, но лица людей повторяются повсеместно, а кат-сцены настолько плохи, насколько это вообще возможно. Наконец, ролевая система блокирует на старте большую часть механик. Не вкачал скилл – к сундукам и сейфам не подходи, химия не для тебя, про апгрейды оружия забудь, в диалогах половина реплик закрыта, стамина кончается после четырех ударов, а на магию только облизывайся.

В других играх Piranha мы тоже начинали игру люмпеном. Но задерживались на этом этапе ровно столько, чтобы узнать мир и осознанно выбрать фракцию. В Elex и понять ничего нельзя по почтовым заданиям, и продвинуться непонятно как. Одни задания явно не по силам непрокачанному герою, другие приносят опыт и деньги, но не продвигают по сюжету. Третьи – очень важные – легко проглядеть в необъятном мире. К тому же попросту не ясно, зачем вообще куда-то вступать: ни закрытых областей, ни несговорчивых учителей, ни сюжетного обоснования. Как будто первую главу пропустили при тестировании.

Словом, Elex может попросить у вас часов 10 на разогрев. Со второй главы всё меняется кардинально. Флешбеками объясняют, кто есть кто. В заданиях появляется логика: вот глобальный план, вот шаги к нему, а вот – варианты выполнения этих шагов. Закончил все приготовления – получил эпичное событие, новые сведения о мире и последствия своих решений. Выяснится, что Elex – на редкость нелинейная игра. На различие фракций накладывается параметр «холодность»: то, насколько эмоциональны вы были в проходных квестах, повлияет на доступный выбор в главных, а значит – на судьбу ключевых персонажей. Конечно, восприятие игры зависит и от развития героя (жестко определенных классов здесь нет), и от отношения к вам NPC и, наконец, от выбранного уровня сложности.

Пара слов о боевой системе. Она проста, но в ней есть тактика. Действия Джакса: удар, блок и отскок с линии атаки – быстро расходуют запас сил, так что любое действие должно быть своевременным, иначе инициатива быстро перейдет к врагу. Этот базовый набор немного расширяется боевыми скиллами и сильно портится летательным рюкзаком. Все очень просто: растратив стамину, Джакс может слегка полетать над головой противника, приземлиться в удобную позицию и продолжить бой с новыми силами. Немного спускает с небес на землю наличие дальних атак почти у всех врагов, но при некоторой ловкости рук – вполне себе чит.

Так вот, чем дальше от начала игры, тем меньше предсказуемости и больше динамики в боях. Пара альбов с лазерами моментально разорвут шаблон. Окажется, что Elex – отчасти шутер с неслабым таким выбором оружия. На первое – луки, ружья, плазмаганы, ракетницы со всякими режимами стрельбы, апгрейдами и даже сокетами под самоцветы. На второе – магия, как бы она ни называлась: огненный шар, ЭМ-разряд или какая-нибудь гравитационная аномалия. Есть фокусы и поинтереснее: создание иллюзорной копии, ядовитая аура, всякие щиты и стимуляторы, а также классические гранаты. Впрочем, я не говорю, что топор, бензопила или огнемет чем-то хуже.

Но даже это только начало, ведь в уравнении может быть много переменных. Храмовники напали на альба-сепаратиста, вы решили ему помочь, но случайно сагрили монстра, которому вообще не важно, кого кусать – и завертелась драка всех со всеми. Разработчики только поощряют такие ситуации, не случайно Джакс может везде ходить с телохранителем. Они довольно тупые, но все же очень полезные, особенно в ранней игре. К тому же у каждого запутанный личный квест и шкала отношения к герою. Но все это полумеры по сравнению с настоящими боями армия на армию – событие редкое и глючное, но где еще вы увидите подобное?

При этом Elex не так уж напирает на бои, много качественных квестов на расследование, на конфликт интересов. Задания складываются не то чтобы в цепочки, скорее в группы: помоги этому городу, измени баланс сил в другом, набери в команду продвинутых спутников. Вот только движок связывает руки и кроме убей-принеси-убеди ничего не может – для RPG это уже вчерашний день. Зато непременный для открытого мира поиск тайников может стать даже платформером. То самое чувство «пока не закончу квест, спать не лягу» возникает постоянно.

Увидеть в Elex недо-Готику и бросить после первого часа игры значит пропустить одну из лучших RPG года. Эта совсем другая игра, и она тоже способна увлекать. Но если меня спросят, что в Elex можно назвать новаторским, что захотели бы заимствовать другие создатели ролевых игр – я не смогу назвать ничего. Игра качественная, смелая – но это ретро, пусть и сильно замаскированное. Piranha должна осознать, что на дворе не 2006 год, что RPG ушли далеко вперед, и либо предложить что-то действительно новое, либо довести, наконец, до ума свой AI, движок и перестать пренебрегать тестированием.  

Радости:

  • Необычный сеттинг.
  • Динамичные бои с огромным выбором оружия.
  • Со второй главы сюжет увлекает.
  • Мир действительно огромен.

Гадости:

  • Игра долго раскачивается.
  • Графика не из передовых.
  • AI может бесить.
  • Ракетный ранец – легальный чит.

Оценка: 7,8.

Вывод:

Необычная и затягивающая RPG, но требующая закрывать глаза на ряд явных недостатков.

Anuriel

adventure, ролевая игра, экшен
Обзор
№211 Упоминаемые игры и серии: Elex