История одного жанра. Файтинг. Часть 1 | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Сeгoдня фaйтинги, пoжaлуй, oдин из сaмыx пoпулярныx жaнрoв из кaтeгoрии «для кoмпaний». В фaйтинги oчeнь чaстo игрaют нa вeчeринкax, бoлee тoгo, этo ужe полноценная киберспортивная дисциплина: по файтингам проводятся чемпионаты с солидными призовыми, а ведущие файтинг-вселенные обладают к настоящему времени миллионами преданных поклонников. Однако мало кто знает, с каким трудом развивался этот жанр, которому, между прочим, уже больше сорока лет! Файтинги медленно, но верно завоевывали себе место под солнцем – и в этой статье мы расскажем об основных вехах того тяжелого пути, который прошел этот жанр за четыре десятка лет.

Начало всего. Первые файтинги на аркадных автоматах

В 70-х годах прошлого века домашние приставки не могли себе позволить такую роскошь, как поединочные игры. Потому неудивительно, что первые файтинги появились на аркадных автоматах, и первоначально это были, по сути, спортивные симуляторы для двух игроков.

В частности, такой игрой была черно-белая Heavyweight Champ. Это был симулятор бокса, совершенно «плоский», но уже содержащий основы файтинга. На экране было два боксера, можно было играть вместе с другом, а стильные контроллеры были выполнены в виде боксерских перчаток. PvP в 1976 году сделал Heavyweight Champ очень популярной, но до популяризации всего жанра было еще далеко. И все-таки честь и хвала этому файтингу уже хотя бы за то, что он был первым.

Вслед за первопроходцем последовали игры, которые многим известны и по сегодняшний день:   (1983) и Karate Champ (1984). Первая была симулятором бокса, вторая предлагала посмотреть на бои каратистов (кстати, обе игры впоследствии были портированы на NES, где привели в жанр уйму новых сторонников).

Karate Champ особенно повезло, потому что она засветилась в фильме «Кровавый спорт», где герой Жан-Клода Ван Дамма показал себя настоящим мастером виртуального карате.

Если Punch-Out!, по сути, довела до ума идеи Heavyweight Champ, то Karate Champ продемонстрировала новый качественный скачок. Во-первых, игра была по-настоящему яркой и красивой. Во-вторых, теперь бойцы бились не только руками, но и ногами, наносили красивые удары ногой в прыжке и с разворотом корпуса! Более того, в игре даже был сюжет: мы играли за молодого бойца, участника чемпионата по каратэ, который сражался за первое место в турнире и за внимание красивой девушки.

Рост популярности. Файтинги 8-битной эпохи

В эпоху царствования 8-битных приставок развитие жанра файтинг продолжалось стремительными темпами. В частности, новую концепцию предложили разработчики игры Urban Champion (1984), которые перенесли бои на городские улицы. Побежденные в этих битвах летели в канализационные ямы, а из ближайших окон на головы бойцов при этом нередко падали цветочные горшки (некоторых буянов даже забирали бдительные полицейские, прикатывавшие прямо на поле боя).

Сама игра при этом обладала очень бедной графикой и чудовищно медленным управлением. Urban Champion вполне заслуженно считается одной из самых слабых игр на приставке NES. И хотя на этой консоли файтингов вообще очень мало, все же здесь можно найти несколько файтинг-игр, которые будут намного лучше Urban Champion. Другой несомненный хит 8-битной эпохи – игра Yie Ar Kung-Fu, поступившая в продажу в 1985 году. Кстати, игра была очень популярной и у нас в стране, во многом потому, что ее часто включали в сборники в стиле «1000 in 1», которыми комплектовались пиратские консоли.

Радовала и концепция, ведь Yie Ar Kung-Fu уже не была спортивным симулятором – она была навеяна кинокартинами гонконгских студий. Простенький сюжет знакомил нас с бойцом-рукопашником, который по очереди, нанося удары руками и ногами, должен был «вырубить» несколько противников, причем многие из врагов обладали холодным оружием. Самая популярная, 8-битная версия включала всего пять оппонентов. Аркадный вариант был гораздо более красивым и предлагал сразиться почти с десятком врагов. А вот возможности играть вдвоем Yie Ar Kung-Fu, к сожалению, не предлагала. Тем не менее, отличный набор движений, запоминающиеся противники, красивая картинка, приятная восточная музыка и захватывающий геймплей позволили Yie Ar Kung-Fu стать лучшим файтингом 80-х годов. Более того, у игры было все, чтобы вырасти в целую вселенную, ничем не уступающую современным хитам. Но Konami в итоге выпустила один сиквел в 1986-м году для Commodore 64, ZX Spectrum и некоторых других, малоизвестных у нас домашних платформ, после чего благополучно «похоронила» сериал.

Настоящим прорывом в 1984-м году стала легендарная Karateka от Джордана Мехнера, создавшего позже не менее легендарную Prince of Persia. Karateka порадовала отличным сюжетом о молодом воине, который прорывается в замок жестокого феодала, похитившего его любимую девушку. Воин-каратист по дороге побеждает многочисленных слуг феодала, сокрушая всех их в честных поединках, а также преодолевает многочисленные ловушки, вроде опускающихся решеток. Karateka радовала не только увлекательным сюжетом, но и отточенным геймплеем, красивыми ударами и очень плавными движениями бойцов.

Из других заметных файтингов 80-х годов можно выделить The Way of the Exploding Fist (1985), которая была также «каратэшной» игрой для домашних компьютеров, и прорывную Galactic Warriors (1985) – эта игра стала первым в истории файтингом с боевыми роботами («меха»). Galactic Warriors предложила и некоторые инновации в геймплее, в том числе и блоки в воздухе, а также возможность наносить сразу несколько ударов в воздухе. Также в этой игре впервые была введена полноценная линейка здоровья персонажа. Минусом файтинга была только крайняя медлительность бойцов.

Прорывным для жанра стал 1987 год, когда на аркадных автоматах вышла первая игра в серии Street Fighter. Практически через десять лет после появления жанра он наконец-то оформился в виде полноценной файтинг-игры, созданной практически по тем же самым законам, по которым делаются файтинги и сегодня. Мы играли за каратиста, который ездил по свету и сражался с мастерами различных боевых искусств: ниндзюцу, тайского бокса, кунг-фу… в общей сложности в игре насчитывалось 10 противников, приходилось даже драться с огромным уличным панком в Англии! В Street Fighter были энергетические удары, появились нереальные суператаки. Минусом было только то, что большинство ярких бойцов игры были доступны только в виде противников в режиме одиночного прохождения. При игре на двух игроков нам были доступны только каратисты Кен и Рю, которые обладали одинаковым набором ударов. Соответственно, поединки для двух игроков получались максимально честными и сбалансированными.

Завершая рассказ о 8-битном периоде в истории жанра, мы должны вспомнить, пожалуй, лучший файтинг на NES – игру Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters. Игра включала семь бойцов (четверо черепашек-ниндзя, Шреддер, Кейси Джонс и огромный дракон Хотхеад), четыре уровня, демонстрировала отличный набор ударов, суперудары, энергетические атаки (противники бросали друг в друга пушечное ядро). Вышедшая в 1994-м году, на закате существования NES, Tournament Fighters также показывала великолепную для этой консоли графику и совершенно сумасшедший саундтрек, на композиции которого до сих пор делаются инструментальные каверы. Довершает картину отличный набор игровых режимов и сюжет, подающийся с помощью картинок и текстов. Ничего лучшего из файтингов на NES до сих пор не существует.

Расцвет жанра. Эра 16-битных приставок

Настоящий взлет жанра файтинг начался с выходом в 1991 году Street Fighter II, которая практически сразу была портирована на SNES и Sega Genesis. Об этой игре рассказывать долго нет смысла – вряд ли кто-то не слышал об одном из лучших файтингов начала 90-х. отметим лишь, что игра взяла все самое лучшее из первой части: концепцию чемпионата, множество запоминающихся бойцов, яркие локации и запоминающиеся суперудары. И дополнила это возможностью играть за любого выбранного воина, включая боссов, которые стали играбельными в выпущенных позже аддонах.

Вообще, 90-е можно назвать настоящей золотой эпохой жанра. Через несколько месяцев после релиза Street Fighter II SNK отправила в продажу игру Fatal Fury: King of Fighters, которая вышла на аркадных автоматах и, впоследствии, на консолях Sega Genesis, SNES и Neo Geo. Основным нововведением Fatal Fury была возможность драться на двух линиях. Большинство арен игры содержали два ряда для движения персонажей: фронтальную линию и линию в глубине локации – причем игроки могли перемещаться между линиями. На аренах в Fatal Fury происходила смена дня и ночи: если первый раунд начинался утром, то второй уже мог проходить под звездным ночным небом. Простой сюжет игры рассказывал о турнире боевых искусств, проводимом в небольшом американском городке и спонсируемом местным преступным синдикатом. А вот картинка Fatal Fury походила на картинку Street Fighter II.

Иное дело – Mortal Kombat, релиз которого состоялся в 1992-м году. Основной инновацией этого файтинга было использование оцифрованных живых актеров для создания персонажей – от мультяшности других файтингов того периода в Mortal Kombat не осталось и следа. Другой особенностью была крайняя жестокость добиваний фаталити, послуживших в то время даже поводом для жарких дебатов в конгрессе США. В частности, именно Mortal Kombat стала одной из причин появления на свет рейтинговой организации ESRB. Дополнительными особенностями игры были самобытные персонажи, увлекательный геймплей и отличный сюжет, впервые в истории файтингов включающий сильные элементы фэнтези: история рассказывала о противостоянии лучших воинов двух различных миров.

Вообще, в 1992-м году файтинги посыпались, словно из рога изобилия. SNK выпустила Samurai Shodown, впервые представивший битву с холодным оружием: всевозможными мечами, алебардами и копьями. Интересным был и сеттинг: Samurai Shodown переносила поединки в Японию времен феодальной раздробленности.

Sega выпустила Eternal Champions (аркады, Genesis) – еще одну игру с фантастическим сеттингом, но на этот раз основанную на путешествиях во времени. В Eternal Champions главными героями были бойцы, собранные из разных времен неким высшим существом, устроившим среди них турнир. Помимо красивой картинки Eternal Champions развлекала игроков и добиваниями-fatality.

Неугомонная SNK в 1992 году запустила сериал Art of Fighting. Игра вышла, помимо аркадных автоматов, на Sega Genesis и Super Nintendo. Особенностью этой игры стало одиночное прохождение, которое наследовало традициям Karateka и Yie Ar Kung-Fu. В кои-то веки мы не играли за бойца, приехавшего на турнир, чтобы отлупить соперников! Нет, на этот раз мы играли за молодых парней, бросивших вызов криминальным боссам маленького городка. Главные герои передвигались от одного противника к другому по цепочке, одолевая врагов по очереди. Картинка при этом весьма напоминала другие файтинги SNK того времени.

Sega в 1993 году представила на суд общественности и первую трехмерную файтинг-игру! Речь идет о Virtua Fighter, которая вышла на аркадных автоматах и положила начало новой популярной серии файтингов. Той самой серии, которая сегодня у многих ассоциируется с серьезными, даже хардкорными поединками. Ну, а основа осталась прежней, знакомой еще по Street Fighter II: множество различных бойцов и разные файтинг-стили. Разве что теперь все это нам предлагалась в полном 3D.

Разумеется, было еще множество файтингов рангом поменьше. На Genesis и SNES были свои версии TMNT: Tournament Fighters, предлагавшие схватки друг с другом вооруженных и безоружных бойцов – эдакий микс старого и нового в сопровождении мультяшной графики. От игры к игре хорошела серия Mortal Kombat, в каждом новом проекте предлагавшая геймерам значительно дополненный и переработанный геймплей. Игра Dragon: The Bruce Lee Story, основанная на жизни великого Брюса Ли, сочетала хардкорные поединки с увлекательнейшим геймплеем и сюжетом, основанном на одноименном фильме. Только здесь игрок наряду с обычными, «реальными» врагами мог сразиться в сюжетной кампании с существом из ночных кошмаров Брюса Ли. Жаль только, что большинство персонажей были доступны только как враги в одиночной кампании, а с живым игроком приходилось выбирать одного только Брюса Ли обоим играющим.

В общем, файтинги стремительно развивались. И неудивительно, что одной из стартовых игр приставки PlayStation One также стал файтинг – проект Battle Arena Toshinden, релиз которого состоялся в 1995 году. Впрочем, об этом мы подробнее расскажем вам в следующий раз.

Продолжение следует…

Samael

fighting
Ретроспектива
№209