Британское вторжение. История Rebellion Developments | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Oксфoрд. Бритaния. Нa бeрeгу Тeмзы в oднoм из рaбoчиx рaйoнoв гoрoдa стoит oбычнoe прoмышлeннoe здaниe: нe то ангар, не то склад. Однако если заглянуть внутрь, вашему удивлению не будет предела. Здесь можно увидеть ростовую статую Судьи Дредда, стеллажи с классикой британских комиксов, постеры и арты к играм серии Sniper Elite. Здесь трудится почти две сотни сотрудников, которые день и ночь создают видеоигры. Добро пожаловать в мир студии Rebellion Developments!

Чужой против Хищника

Джейсон и Крис Кингсли были большими фанатами компьютерных игр, сколько себя помнили: братья очень любили классические западные RPG и обожали аркадный экшен про танчики Battlezone для Atari 2600. В какой конкретно момент к Джейсону и Крису пришла идея самим взяться за разработку видеоигр, сказать сложно, однако уже в 1991 году они начали притворять свой план в жизнь.

Братья решили, что их компания будет отличаться от обычных студий-разработчиков, они хотели создать уникальную студию, максимально непохожую на все остальные компании в игровой индустрии. Собственно, так и появились название и логотип будущей студии. Название «Rebellion» символизирует «мятеж» разработчиков и намерение отказаться от старых правил и общепринятых норм. Логотип компании, как не раз отмечал Джейсон Кингсли, содержит отсылки сразу к двум бунтарским составляющим: во-первых, стилизованное граффити и, во вторых, флаг польского объединения профсоюзов «Солидарность», выступившего в 1989 году против коммунистической идеологии в Польше.

4 декабря 1992 года Джейсон и Крис Кингсли официально зарегистрировали студию Rebellion Developments и уже в следующем году выпустили свою первую игру — космический симулятор Eye of the Storm для PC-DOS и компьютеров Amiga.

В 1994 году компания разработала специальную версию гоночной игры Checkered Flag для Atari Jaguar, которая вышла на Рождественские праздники и с треском провалилась. Проект пинали за устаревшую графику и завышенную цену, да и сами разработчики, вспоминая те времена, отмечали, что сделали средненький порт оригинала 1991 года.

Провал Checkered Flag мог похоронить молодую студию, если бы в том же 1994 году Rebellion не выпустили для Atari еще и Alien vs Predator — боевик от первого лица, основанный на одноименной серии комиксов от Dark Horse.

Alien vs Predator

В Alien vs Predator игрокам предлагали вжиться в роль одного из трёх персонажей: Чужого, Хищника или рядового колониальной морской пехоты Лэнса Льюиса. Игра могла похвастаться современной двумерной спрайтовой графикой. Каждый персонаж обладал своим набором оружия и способностей и имел собственную сюжетную линию. Многие отмечали пугающую хоррор-атмосферу игры, вариативный игровой процесс и проработанную тактическую составляющую.

Alien vs Predator стал золотым билетом в высшую лигу для Rebellion: разработчикам выпал шанс сделать что-то новое, уникальное, необычное и они им воспользовались. К слову, игра оказалась настолько успешной, что спустя пять лет разработчики перевели ее в полноценное 3D, полностью переработали и выпустили на Mac OS и Windows.

Так Rebellion ворвались в игровую индустрию, впервые познав вкус успеха, но братья Кингсли не собирались останавливаться на достигнутом.

Комиксы и портативка

2000-е оказались для Rebellion сложным периодом. За десять лет компания разработала порядка 32 проектов (большей частью под заказ) для самых разных игровых платформ. Однако если попытаться обобщить все ключевые достижения студии за это время, то можно ограничиться всего парой слов — 2000 AD и PSP.

Летом 2000 года Rebellion приобрела комикс-издательство 2000 AD у холдинга Fleetway. Так к разработчикам попали права на Судью Дредда и других персонажей комиксов 2000 AD. «Где же наши игры о бескомпромиссном блюстителе правопорядка с волевым подбородком?» – спросите вы. За 17 лет с момента покупки комикс-издательства Rebellion выпустила всего два проекта, основанных на интеллектуальной собственности 2000 AD, и оба оказались провальными.

Так, в 2004 году Rebellion «подарили» нам ультимативную и крайне брутальную Judge Dredd: Dredd vs. Death — шутер от первого лица с полноценной сюжетной кампанией, кооперативом и набором мультиплеерных режимов. Однако история об истреблении монстров и преступников Судьей Дреддом в футуристическом городе Мега-Сити 1 не произвела особого впечатления ни на игроков, ни на прессу. Игру ругали за слабый ИИ, несовременную графику и слишком простой геймплей. Judge Dredd: Dredd vs. Death не стала хитом на момент релиза, но со временем игра обрела культовый статус: отчасти из-за протагониста, отчасти из-за того самого «простого» спинномозгового геймплея.

Judge Dredd: Dredd vs. Death

А вот Rogue Trooper (экшен от третьего лица, основанный на одноименной серии комиксов и вышедший 2006 году) пусть и получил более-менее хорошие оценки от прессы, особой популярности среди игровых масс так и не обрел.

Сегодня, рассуждая об играх по мотивам комиксов 2000 AD, в Rebellion подчеркивают, что они всегда стремились к созданию новых миров, а не к игровой адаптации комиксов. Да и сами братья Кингсли считают себя, скорее, защитникам интеллектуальной собственности 2000 AD, чем ее владельцами, и не хотят выпускать плохие или средние игры по ее мотивам.

Возможно, разработчики из Rebellion не войдут в историю как создатели лучших игр по комиксам, однако их совершенно точно запомнят как одних из самых продуктивных авторов, работавших с портативной консолью PSP. За весь период существования первой портативки от Sony компания Rebellion выпустила для нее порядка 14 проектов, среди которых игры по мотивам фильмов о Гарри Поттере, Джеймсе Бонде и полиции Майами, а также портативный Star Wars Battlefront: Renegade Squadron.

Rogue Trooper

Как впоследствии признавались сами разработчики, к ним постоянно приходили издатели и предлагали делать игры для PSP. Ведь это было выгодно: небольшой бюджет на разработку игры для карманной консоли было гораздо легче окупить, чем многомиллионные кроссплатформенные проекты ААА-уровня. И Rebellion так поднаторели в создании портативных игр, что даже получили награду в соответствующей категории от журнала Develop Magazine.

Но Rebellion не были бы бунтарями от игровой индустрии, если бы ее основатели, сосредоточившись на работе под заказ, которой они занимались на протяжении почти десяти лет, расстались бы со своей мечтой — заниматься собственными проектами.

Американский диверсант и взгляд в будущее

Набравшись опыта в создании тактических шутеров (разработчики портировали Tom Clancy’s Rainbow Six на Playstation и создали несколько игр серии Delta Force), в середине 2000-х Rebellion выпустила симулятор снайпера Sniper Elite. Игра посвящена приключениям снайпера-диверсанта Карла Фейрберна, заброшенного в тыл врага, чтобы остановить создание ядерного оружия Третьим рейхом. Sniper Elite получила несколько престижных наград, была тепло принята критиками и многими игроками. Проект стал для Rebellion первым по-настоящему крупным успехом со времен Alien vs Predator, однако, несмотря на это, продолжения игры пришлось ждать почти семь лет.

В 2012 году на прилавках магазинов появился Sniper Elite V2 — своеобразный сиквел/римейк первой части. Действие игры, как и в оригинале, разворачивалось апреле-мае 1945 года в Берлине, но теперь главный герой должен был захватить учёных, участвовавших в создании ракетной программы V-2, и уничтожить ракету, направленную на Лондон, до её запуска.

Sniper Elite V2 во многом повторяла программу оригинала, хотя и развивала многие ее игровые механики. В то же время третья часть, которая вышла спустя всего 2 года, стала настоящим прорывом: разработчики полностью пересмотрели концепцию игры, превратив ее из симулятора снайпера в симулятор диверсанта. Параллельно с основной серией развивалась и линейка спин-оффов Nazi Zombie Army, в которой игрокам предстояло сразиться с легионами армии зомби-нацистов.

В феврале 2017 года Rebellion выпустила Sniper Elite 4, который оказался для студии знаковым проектом. Четвертая часть приключений Карла Фейрберна стала первой игрой, процесс создания которой полностью контролировали Rebellion: от идеи до издания игры. Возможно, именно этот факт и сказался на качестве финального продукта: у разработчиков получился один из лучших стелс-экшенов за последние 5-6 лет.

Battlezone

Сегодня братья Кингсли уверены в будущем своей студии. В Rebellion дорабатывают вышедший в 2016 году ремейк культового Battlezone для шлемов виртуальной реальности. Также разработчики с головой погрузились в создание новой игры в жанре интеллигентной и серьезной научной фантастики и в ближайшее время обещают порадовать игроков парочкой громких анонсов. А как же иначе? Ведь в этом году Rebellion исполняется 25 лет. Ждем!

Максим Данилюк

Ретроспектива
№207