Нaзвaниe в oригинaлe: Fleuve noir.
Жaнр: дeтeктив, триллeр.
Рeжиссeр: Эрик Зонка.
В ролях: Венсан Кассель, Ромен Дюрис, Сандрин Киберлэн.
Продолжительность: 113 минуты.
Истории о буднях стражей порядка в той или иной стране часто появляются на больших экранах. На этот раз мы посмотрим на работу французского ведомства. У комиссара Франсуа Висконти всё не слава богу. Проблемы в семье: жена ушла, сын связался с плохой компанией. Проблемы со здоровьем: мужчина постоянно то выпивает, то похмеляется. Так ещё и дело появляется какое-то мутное. Довольно частое явление — бегство подростка Дэни Арно из дома — осложняется сразу несколькими деталями. Это и уверения матери в том, что сын просто не мог так поступить, и странный, но жаждущий помочь сосед Ян Бэллэль, который по совместительству ещё и репетитор мальчика, и почти полное отсутствие улик.
Наверно, самое сложное в этом деле — абсолютная запутанность. То есть стоит Висконти найти хоть какую-то зацепку, как очередная версия рушится под гнётом то обстоятельств, то новых улик. Которые, в свою очередь, также ни к чему не приводят. Из-за этого комиссар натурально бесится, пытаясь залить всё это алкоголем. Причём пьёт он с самого начала фильма и до конца. Пьёт безостановочно, совершенно разное пойло, начиная от заначек в кабинете и заканчивая просьбами налить коньяк во время разговора с женой соседа, Бэллэля. Несмотря на вечное подпитие, доблестный комиссар водит машину и, что неожиданно, порой даже относительно трезво (какой каламбур, однако) реагирует на происходящее. Игра актёра настолько убедительна, что через двадцать минут фильма «Черная полоса» начинаешь чувствовать запах перегара. Да и весь его вид так и сообщает, что дела у него крайне плохи. Все проблемы налицо: ссора с сыном, попытка «подцепить» даму в баре, впоследствии отстранение от дела.
Кроме Франсуа, в фильме ярким и резким персонажем является Ян Бэллэль. Правда, он будто делает всё возможное, чтобы попасть под подозрение: ведет себя максимально странно, отвечает невпопад, таится и отказывается давать показания. Да и сам по себе он явно не так прост, что ближе к концу фильма и раскрывается. После одного из поворотов сюжета зритель вправе назвать его психопатом. Но не стоит забывать и про других — не менее важны и родители пропавшего мальчика, в частности его мать. Мадам Арно измучена заботой об умственно отсталой дочери, но, тем не менее, всячески старалась не забывать и о сыне. Заплаканная, утомлённая и обессиленная, она вызывает у комиссара Висконти желание защитить… Которое, волей алкоголя, в один момент превращается в изнасилование. Но даже после этого женщина, хотя и держится отстранённо, но всё-таки продолжает искать у комиссара заступничества.
В «Черной полосе», кажется, затрагиваются все самые острые и неприглядные аспекты жизни. Наркотики, юношеская преступность, семейные неурядицы, психические заболевания, нетрадиционные отношения – чего стоят встречи гомосексуалов в ближайшем лесу ради быстрых сношений или даже то же изнасилование Висконти мадам Арно. Расовые предрассудки – неудивительно, что грубые шутки отпускает сам комиссар в адрес своей коллеги после очередной порции алкоголя. Проблема терроризма – именно этот вариант сразу же предполагают в полиции в связи с бегством подростка. Всё это вкупе с общей сюжетной линией вгоняет в такой беспробудный тлен, что буквально чувствуешь эту «чёрную полосу».
Развязка не вводит в ступор, нет. Она на фоне общего унылого состояния вызывает ощущение всё более глубокого погружение в бездну. Вроде бы куда уж хуже, но до дна ещё далеко. И тут уже каждый из героев смотрится по-другому, и некоторые их поступки будто бы немного светлеют… Нет, всё равно всё печально, мрачно и безвыходно. Совсем как бывает в жизни, где в грязном, суетливом и безразличном городе в очередной раз кто-то совершает чудовищные преступления. От который никакой комиссар не защитит.
LizardLiya