Черная пантера | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Рeжиссeр: Рaйaн Куглeр.

Жaнр: фaнтaстикa, приключeния.

В рoляx: Чедвик Боузман, Майкл Б. Джордан, Лупита Нионго, Данай Джекесай Гурира, Мартин Фриман.

Продолжительность: 134 мин.

«Черная Пантера» примечательна в первую очередь тем, что это супергеройский блокбастер про темнокожего персонажа с глубоким погружением в африканскую культуру, и что еще важно – почти вся съемочная группа и актерский состав – афроамериканцы. Такие вводные данные сразу заставляют воспринимать фильм как социальное заявление. Место действия – Ваканда, закрытое от остального мира африканское государство, но на порядок опережающее его в плане технического и социального устройства. Когда-то на территорию Ваканды упал метеорит с металлом вибраниумом, который стал основой стремительного развития, он же – причина, по которой вакандийцы изолируют себя от остального мира. Когда в предыдущих сериях король Ваканды погибает, его должен сменить сын ТʼЧалла (Чедвик Боузман). Он должен доказать, что достоин быть королем и Черной Пантерой. А в это время враги Ваканды не дремлют, и вот уже знакомый зрителю торговец оружием Улисс Кло (Энди Серкис), когда-то укравший партию вибраниума, при помощи некоего человека по имени Киллмонгер (Майкл Б. Джордан) снова угрожает безопасности Ваканды.

Что сразу следует отметить, фильм изо всех сил старается быть атмосферным и аутентичным. С самого начала, используя визуальные приемы, зрителя погружают в африканский мир: это и песчаное вступление, и обряд коронации, и присутствие героев в другой реальности – мире умерших. Вот только с дальнейшим развитием сюжета важность аутентичности становится третьестепенной – и действие переносится в Южную Корею (у кого более сильные связи с африканской культурой, чем у Кореи, ага?), а потом вообще практически не покидает пределов высокотехнологичных вакандских пещер (а пещеры так-то везде одинаковые). И футуристичный африканский город в итоге почему-то напоминает бедный американский город. Можно представить себе этот диалог создателей: так, утопичный город будущего, что там должно быть? Небоскребы! Но это же именно африканский «город будущего»…. Ну, пусть они торгуют плетеными корзинами прямо на улице! Не хватило авторам фантазии, бывает.

Вот выражение главной проблемы киновселенной «Марвел»: консервативность. У студии есть очень четкое представление, что хочет видеть зритель, и от этого сценария они не отклоняются. То есть дальше создания антуража дело не идет. У нас все равно будет автомобильная погоня посреди фильма, потому что какой блокбастер без погони? У нас будут типа продвинутые технологии, но не выходящие за рамки представления о высоких технологиях среднего человека. И саундтрек у нас тоже типа аутентичный, записанный при участии самого Кендрика Ламара, но – в самых пронзительных моментах мы все равно включим привычную невыразительную музыку от Marvel.

Сам сюжет тоже не преподносит особых сюрпризов и может показаться даже чересчур прямолинейным. На самом деле, все вопросы к сюжету, мотивации и поступкам главных героев отпали бы сами собой, если бы главный герой был подростком. Вот в рамках истории про подростка, который столкнулся со смертью близкого человека и необходимостью нести ответственность за целую страну, все эти меланхоличные размышления о месте в этом мире, патетика и максимализм смотрелись бы прекрасно. А когда взрослый человек впадает в ступор перед симпатичной ему девушкой, устраивает истерику на тему «ты предал всех нас», узнав, что его близкие люди не такие идеальные, как он о них думал… Как будто смотришь подростковое фэнтези, только вот героям почему-то тридцать лет.

На самом деле, что бы ни говорилось выше, фильм неплох. И если говорить о всей киновселенной Marvel, это вполне хороший и безусловно важный для нее фильм. Впервые в таком объеме представлена угнетаемая культура, по касательной также затрагиваются и другие остросоциальные проблемы. И самая важная идея, которую транслирует фильм – это идея важности диалога, как на глобальном политическом или культурном уровне, так межличностного. Только услышав друг друга, мы сможем достичь конструктивного результата. Верно же, что эта мысль важна не только в контексте существования афроамериканской культуры? Да, где-то подкачало воплощение этой самой идеи, но так ли нас это волнует, если марвеловский фильм мы посмотрим в любом случае?

Мария Свист

№215