Дaжe сeгoдня смeсь жaнрoв xoррoрa и постапокалипсиса – явление достаточно редкое, если не брать в расчет многочисленные зомби-ужастики. В 70-х годах, когда постапокалипсис был еще совсем юным, а хоррор уже несколько десятилетий пользовался большой популярностью, такой жанровый гибрид и вовсе воспринимался как нечто совершенно странное. «Избранные» (1974) – редчайший представитель такой смеси жанров, и в этом заключается основная ценность картины, потому что сама по себе она абсолютно ничем не удивляет.
Действие «Избранных» разворачивается в недалеком будущем, когда глобальная ядерная война все-таки произошла и охватила весь мир. США такой поворот событий предусмотрели и организовали по всей стране несколько бункеров, оборудованных всем необходимым для выживания. В них решено было поместить по 12 мужчин и женщин, совершенно разных людей, из различных слоев общества. Впоследствии эти люди должны были выйти на поверхность, когда радиационный фон станет безопасен для людей, и возродить на нашей планете человеческую расу.
Fallout ждать не приходится, потому что практически все действие «Избранных» разворачивается в одном из таких бункеров. Большую часть фильма мы следим за сложными взаимоотношениями людей, попавших в замкнутое пространство. И вот, когда две трети истории уже позади – тогда начинается настоящий хоррор. Как выясняется, неразумные люди построили бункер бок о бок с колонией летучих мышей, которые очень обрадовались такому количеству свежей крови прямо рядом со своим домом…
Ценителей ужасов фильм порадует, потому что снят он действительно грамотно. За первую половину истории режиссеру Саттону Роули удается хорошо раскрыть персонажей – вот это военный, следящий за порядком в бункере, вот писатель, который себе на уме, вот избалованный и хитрый миллионер, вот бывший спортсмен, полагающийся на физическую силу… Летучие мыши поначалу присутствуют как невидимая, практически фоновая угроза. И когда их показывают, эти маленькие мышки совершенно не воспринимаются как нечто страшное. Во время их первых нападений на людей неумелая склейка кадров с летающими мышками, вставленных поверх мечущихся во все стороны героев даже забавляет. Однако с течением времени градус угрозы нарастает и на технические огрехи уже перестаешь обращать внимание. «Избранные» добиваются главного, что должен уметь хороший хоррор – этот фильм заставляет переживать за главных героев. Здесь хватает по-настоящему трагических моментов, когда герои, например, бегут по коридору, а их со всех сторон атакуют толпы летучих мышей, или когда один из персонажей ползет по вентиляционной шахте, то и дело ожидая нападения кровососущих монстров (через 12 лет похожими напряженными сценами будут развлекать зрителей в космическом боевике «Чужие»). Героев достаточно много и все они достаточно разные, чтобы каждый зритель нашел кого-то, за кого стоит переживать – и, как и в по-настоящему хороших хоррорах, до финала «Избранных» доживут далеко не все.
В итоге можно сказать, что «Избранные» — это отличный, смелый эксперимент по соединению жанров, который подводит только техническая составляющая. Все-таки в 70-х годах еще не было того уровня спецэффектов, чтобы по-настоящему хорошо рассказать эту историю. Одна из тех картин, которым не помешал бы современный ремейк – если добавить к отличной идее отличные спецэффекты, то получится просто идеально.