Рaзрaбoтчик: 4A Games
Издaтeль: Букa, Deep Silver
Жaнр: стeлс-шутeр.
Плaтфoрмы: PlayStation 4, Xbox One, PC.
Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Core i5-4440, 8 ГБ OЗУ, GeForce GTX 670 или GTX 1050, или Radeon HD 7870 с 2 ГБ пaмяти, 59 ГБ нa жeсткoм диске.
Рекомендуемые: Win 10, Core i7-4770K, GeForce GTX 1070 или RTX 2060, или RX Vega 56 с 8 ГБ.
Возрастной рейтинг: 18+.
15 февраля 2019 года вышла долгожданная игра Metro Exodus, вызвавшая неоднозначные оценки среди игроков. YouTube полон как хвалебных отзывов, так и откровенно негативных. И, возможно, следующая формулировка покажется немного странной, но «Метро Исход» – это игра в первую очередь для постсоветского пространства и стран Варшавского договора. А уже потом для западной аудитории. Это игра для нас и про нас.
Кто-то подумает, что это очевидно, ведь вселенная игры родилась в романе «Метро 2033» российского фантаста Дмитрия Глуховского. Однако после успеха книги ее сюжет уже хотели перенести в вашингтонские декорации – таков был сценарий фильма «Метро». Однако Глуховский выступил против: терялась атмосфера, идея, смысл многих понятий, действий и явлений.
Думается, многие согласятся, что постапокалипсис на территории США уже изрядно приелся. Серия Fallout хоть и заигрывалась у нас до дыр, но это все же была и есть чужая культура, со своими особенностями. И одним им понятными шутками. Теперь настала наша очередь.
Да, у нас был и есть S.T.A.L.K.E.R., но «Метро» всё же имеет более глубокую задумку. S.T.A.L.K.E.R. взял у «Пикника на обочине» многое, но далеко не всё: в игре Зона – место техногенной катастрофы, а не посещения Земли инопланетянами. Отсюда и разная философия, и история игровой вселенной. Игры серии «Метро», созданные в тесном взаимодействии с автором книги, по факту продолжают книги, позволяют окунуться в атмосферу постапокалиптической Москвы в частности и России в целом.
В Metro Exodus разработчики выходят за рамки московского метрополитена и дают возможность исследовать условно открытый мир. Это не только полезно, но и интересно. Главный герой Артём повсеместно находит записки и аудиозаписи, которые позволяют гораздо глубже погрузиться в сюжет. Понять суть происходящего.
Русское название игры «Исход» говорит само за себя. Мы покидаем привычное место жительства, выходим из круга комфорта, каким бы странным и местами страшным он не казался. И отправляемся в путь по бескрайним просторам России. Уезжаем не совсем по своей воле. Из-за чего выход один – только вперед. Как говорится: «Опасное это дело – выходить за порог». Никто не знал, чего ждать от открытого мира. Возможно, уровень радиации там ещё более губителен, чем в Москве; возможно, страна захвачена врагами; возможно, выживших нигде, кроме Москвы, больше нет. Ответы на все эти вопросы постепенно даются по ходу сюжета. Герои преодолевают путь от Москвы до озера Байкал, и мы видим, как выглядит постапокалиптической мир в разное время года. Картинка действительно радует глаз. Хотя и будет отличаться от представленной на выставках. Ведь компьютеры простых игроков далеко не всегда такие производительные.
В игре огромное количество пасхалок и отсылок. Западный игрок вряд ли поймёт всю прелесть фразы «Кто там?» от галчонка в клетке (локация «Тайга») или автомата «Морской бой» в Москве, или плывущих на плоту зайцев (локация «Волга»). Всё это, так или иначе, связано с нашим обществом и повседневной жизнью. В дрезине Креста есть все атрибуты отечественного транспортного средства: зелёная ёлочка для запаха, собака с качающейся головой, три иконы. И отдельно стоит выделить термос с цветочком. Мелочи, от которых накрывают приятные воспоминания, которые делают игру ламповой и родной. Не обошли разработчики вниманием и западных игроков. Хотя шутки про привычный запах/вкус по утрам понятны и нам после просмотра культового фильма Френсиса Форта Копполы. Со временем игроки найдут множество других отсылок и секретов, но даже того, что есть сейчас, достаточно чтобы зацепить каждого.
На упомянутой локации «Тайга» весьма интересно изучать заброшенный пионерский лагерь. Подобных мест после развала СССР появилось немало, как и прочих заброшенных строений. Их было и в реальности очень интересно изучать. Многие занимаются этим до сих пор. Игра весьма умело разыгрывает эту карту.
«Метро Исход» затрагивает также философские вопросы. Например, как далеко может зайти человек, если его поставить на грань выживания. Казалось бы, заурядная ситуация c каннибалами в Ямантау имеет под собой более глубокий подтекст. Узнает об этом игрок благодаря найденным запискам. Как жадность, коррумпированность и безалаберность одних вынудила других шагнуть за рамки морали и чести ради выживания.
Или проблема взаимоотношения отцов и детей. А точнее – воспитанников и вожатого в летнем лагере после того, как стало ясно, что произошла ядерная катастрофа. И насущным вопросом стало «Как жить дальше?». Как учителю в данной ситуации воспитать достойных людей для общества, которого уже нет, как не дать им поддаться животным инстинктам? На эти и другие вопросы частично даются ответы в игре, а частично игрок отвечает на них сам для себя. Игра не является чистым стелсом или брутальной перестрелкой в стиле коридорных шутеров. Это многогранный и продуманный проект, где от ваших действий походу игры зависит финал путешествия. Да-да, разные концовки никуда не делись. Проработкой персонажей и сюжетной составляющей занимался непосредственно Дмитрий Глуховский. Для того чтобы получить хороший финал, нужно вести себя весьма аккуратно. Да, можно вихрем промчаться по локации, оставляя после себя выжженную землю. Но в финальном сражении бесчинства и беспредел обязательно аукнутся Артёму. Своеобразный эффект бумеранга.
Отдельно стоит упомянуть средство передвижения команды спартанцев и главного героя. Это паровоз с собственным именем «Аврора» – полноценный передвижной лагерь, где есть всё для нормальной жизни и работы. По мере прохождения игры придётся пополнять подвижный состав и запасы снаряжения, что станет частью сюжета. В поезде, между локациями, будет возможность изучить записи Артёма, пообщаться с персонажами, починить амуницию и оружие, пополнить боекомплект. Помимо этого, в плохой концовке игры поезд станет некой метафорой Чистилища, через которое предстоит пройти Артёму. И это также имеет свой философский подтекст. К сожалению, в бочке мёда оказалась не одна ложка дёгтя. Это и проблемы с вылетами, зависаниями и наличие багов, как, например, проваливание головы героя в стену при спуске по лестнице. Разработчики оперативно выпустили объёмный патч, исправляющий самые частые и критические проблемы, но эффект получился смазанным. Не в последнюю очередь из-за релиза на разных платформах – каждой достался свой набор багов.
Многие игроки к недостаткам относят и обилие заскриптованных участков, которые невозможно пропустить или пройти по-другому. А также множество катсцен, которые отнимают уйму времени. Насчёт последнего особенно спорно, ведь данные вставки помогают лучше понять сюжет. Своеобразную свинью проекту подсунуло российское телевидение, которое, не разобравшись в вопросе, прикрепило игре ярлыки русофобской и антирусской. Кто не знает, это связано с повреждением статуи Ленина на локации «Тайга» для получения ачивки «Декоммунизация». А ведь можно было связаться с командой разработчиков или автором книги и попросить прокомментировать данный момент. Но, видимо, это сочли лишним. Тот самый случай, когда лучше молчать, чем говорить.
Радости:
- Отличная графика
- Смена места действия
- Кастомизация снаряжения своими руками
- Наличие разных концовок
- Множество мелких деталей, создающих особую атмосферу игры
Гадости:
- Баги на старте игры
- Заскриптованность некоторых моментов
- Обилие катсцен
- Молчаливость главного героя
Оценка: 8,7
Вывод:
Несмотря на весь негатив, связанный с багами, и околополитический скандал, проект продолжает набирать обороты. В общем и целом Metro Exodus – интересная и продуманная игра, она нравится как геймерам, так и критикам. Искренне рекомендуем к ознакомлению.
Обзор написан по ПК-версии игры
ARA90rN
stealth, шутер
Обзор
№227 Упоминаемые игры и серии: Metro: Exodus