Пoстaпoкaлипсис 70-x гoдoв xoрoш свoeй непредсказуемостью – включая очередной фильм, вы понятия не имеете, что вам на сей раз покажут. Жанр еще ищет себя, пробует различные стили и направления, еще нет ни правил, ни штампов, и само по себе это уже огромный плюс. Такими были экспериментаторские «Избранные», смешавшие постапокалипсис с хоррором. Таким стал и «Зардоз» (1974), объединивший умную фантастику с философскими идеями Фридриха Ницше.
На дворе 2293 год. Давным-давно в мире случилась экологическая катастрофа, которая в «Зардозе» упоминается как Тьма, вызвана она была перенаселением. С тех пор большая часть планеты заселена одичавшими бруталами, носящими рабочую униформу. Элита же, ученые и аристократы, обосновались в нескольких обособленных, защищенных силовыми полями городах, называемых Вортексами. Любой Вортекс – это настоящий рай, с гужевым транспортом, бессмертием, теплой погодой, легкими одеждами и практически постоянным ничегонеделанием под бдительным присмотром искусственного интеллекта. Смерти у элиты нет вообще, даже если кто-то вздумает вдруг убить себя, умная машина вскоре оживит его.
А между элитой и бруталами существуют экстерминаторы. Конные варвары, единственное предназначение которых – регулировать численность бруталов, отстреливая их, дабы не допустить повторения перенаселения. Экстерминаторы поклоняются огромной летающей каменной голове – Зардозу, которая щедро одаривает конных варваров револьверами и винтовками для отстрела бруталов. Так все продолжается многие десятилетия, пока однажды любознательный экстерминатор Зед не пробирается внутрь каменной головы Зардоза. Так запускается долгий процесс, который в итоге разрушает всю привычную картину мира…
«Зардоз» наверняка разочарует тех зрителей, которые ждут от фильма экшена – его здесь мало, и он оттеснен практически на второй план. А вот поклонников постапокалипсиса картина порадует интересным вариантом будущего, явно вдохновленным «Машиной времени» Герберта Уэллса (аллюзии на общество элоев и морлоков видны невооруженным глазом). Джон Бурман признавался, что работу над сценарием «Зардоза» он начал после того, как провалилась его попытка экранизировать «Властелина колец» Джона Толкиена. Опираясь на Толкиена, на «Волшебника из страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума, на творчество Герберта Уэллса, на идеи Ницше и много на что еще, Бурман, как и практически одновременно с ним Стивен Кинг, создал собственную, оригинальную вселенную, прочем, вселенную, непонятую зрителями 70-х – «Зардоз» провалился в прокате. При этом сам Шон Коннери считал роль Зеда одной из лучших в своей карьере.
Но и зрителей середины 70-х вполне можно понять. Если Стивен Кинг в своем романе «Стрелок», появившемся на свет также в 70-х, показывал натуральный постапокалипсис и ставил вечные вопросы, мастерски сочетая все это с приключениями, то Бурман в «Зардозе» почему-то пошел совершенно другой дорожкой, уводящей картину в артхаусные степи. Слоган фильма обещал зрителям нечто «гораздо более крутое», чем знаменитый фантастический фильм «Космическая одиссея 2001» и не менее знаменитая антиутопическая книга «1984» Джорджа Оруэлла. Однако, начинаясь как вполне себе приключенческая и увлекательная картина, ко второй половине истории «Зардоз» превращался в совсем уж сюрреалистическое зрелище, красивое, но малопонятное. «Высокая» направленность фильма подчеркивалась саундтреком из композиций Бетховена – не часто такое встретишь в постапокалипсисе…
«Зардоз» нельзя назвать плохим фильмом, скорее это фильм своеобразный, который легко можно смотреть и сегодня, главное смотреть его с нужным настроением и правильными ожиданиями. Умалить заслуги «Зардоза» нельзя – это одна из самых первых картин, показавших нам совершенно неожиданный и странный вариант постапокалипсиса.