Жaнр: фaйтинг.
Рaзрaбoтчик и издaтeль: Koei Tecmo Games.
Плaтфoрмы: PlayStation 4, Xbox One, ПК.
Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Core i5-4690, 8 ГБ OЗУ, GeForce GTX 770, 50 ГБ нa жeсткoм дискe.
Рeкoмeндуeмыe: Core i7 8700, 16 ГБ OЗУ, GeForce GTX 1060.
Вoзрaстнoй рeйтинг: 17+.
В игрoвыx издaнияx, и «ВР» тут нe исключeниe, гoд oт гoдa пoвтoряeтся oнa пoшлaя штукa. Читаешь анонс некой игры – и все-то у нее великолепно, многоопытные разработчики учли все ошибки, задумали прыгнуть выше головы, а скриншоты демонстрируют, что как минимум претендент. Но стоит шедевру справить день рождения, как то же издание, прокашлявшись, берет октавой ниже и распаляется в критике не хуже скупщика подержанных тачек: куда ж всё испохабили, неужели ради денег, и ведь сразу было ясно, да и чего еще от них ждать!
И вот на этом фоне я просто не смог позволить себе критику файтинга Dead or Alive 6, так чтобы рядом стоял эдаким безупречным идеалом главный конкурент – Mortal Kombat 11. DoA 6 успела собрать смешанные отзывы в Steam, MK 11 – постоянный герой новостных лент, но как бы вне критики. С чего бы вдруг? Мы достаточно видели демонстраций геймплея, чтобы сказать пару ласковых о работе NetherRealm. Поэтому сегодня у нас кроссовер: жить, умереть или драться насмерть. И пусть победит сильнейший.
Фан-сервис, пусти меня, фан-сервис! Оцепление фанатов, сомкнувшись локтями, блокировало все подступы к арене, живые на ней или мертвые – уже не разобрать. Организаторы действа всецело поддерживают флешмоб админресурсом. Ты не знаком с героями? Не прошел сто уроков местной механики? А может, упаси Бог, не купил Season pass? Купил? А DLC купил? А Deluxe Edition? Ну, тогда берегись, впереди последнее испытание. Громоподобным карканием стаи ворон в четыре утра после выпускного взорвалась фанская песнь: «К черту геймплей! Красивые девочки! Откровенные костюмы! Ведра силикона! Dead or Alive! Dead or Alive! Dead or Alive!» Ребята, у вас очень весело, но давайте я зайду завтра.
И вдруг как окатило: Dead or Alive 6 плохо принята игроками, имеет низкие оценки и никакой онлайн. Это ж как так вышло? Наверное, виновата ценовая политика. Нет-нет, дело в отсутствии лобби и привычных игровых режимов. Да нет, что вы, все дело в сексизме! Западная пресса, повернутая на равенстве неравных и неравенстве равных, задушила шедевр разгромными рецензиями.
А по мне так все проще. Речь о развлекательном файтинге, который хочется купить и сразу играть одному или с друзьями. А заходы, мол, DoA 6 скачиваем в бесплатной стартовой версии и потом докупаем любимого бойца; или что кампания тут для галочки, а самый интерес – в онлайн-мультиплеере – это сложно и непонятно, как вавилонская клинопись. Поэтому деньги потекут к Mortal Kombat 11, который хоть и впал в старческий маразм, все же понятен и привычен, всё как 20 лет назад. А почему в маразм – сейчас поговорим.
Искусство – это ведь когда красиво, да?
Итак, чем мне не угодил Mortal Kombat 11, который еще и выйти-то не успел. Да все проще некуда. Файтинг – это же когда дерутся, верно? Драка – это красиво, недаром же говорят «боевые искусства». Пожалуй, искусство убивать подревнее будет, чем живопись или танец. Но до компьютерных игр красоту боя оценить было непросто – так, чтобы никто не умер. Колизей, рыцарские турниры, спорт – все это имело издержки. Но появились игры-файтинги – и все стало возможно, любые смертельные стили могут показать себя во всей красе без малейшего криминала.
И вот, дожили мы до 2019 года, смотрим видео Mortal Kombat 11 – а что в них? Да что угодно, только не боевые искусства. По большей части там гипертрофированный садизм, где даже не кровь, мозги да кишки наружу самое отвратительное – а то, насколько протухло, нечеловечески все это изображено. Как будто все герои – живые гнойники, и лопаются от малейшего тычка. Будто лягушку в микроволновку засунул. Выглядит мерзко, хочется умыть руки. Но и это не всё.
Другая беда – какая-то пошлая убежденность аниматоров Mortal Kombat, что мы, игроки, не способны понять прелесть точного, неуловимого, выцелившего уязвимое место удара. Нас, поди, только размашистые плюхи способны впечатлить. Но их тоже становится мало: все больше в ходу магия, огнестрел, мутации и прочие штуки, заведомо бесчестные даже в понятии футбольного хулигана. В лексиконе последних, кстати, для кирпича или бутылки в драке существует термин «говно». Такая вот характеристика «лучших бойцов вселенной» из Mortal Kombat 11 – даже по меркам подворотни они драться не умеют вовсе.
Насколько выгодно на этом фоне смотрится Dead or Alive 6! Играя на том же поле простых в освоении, казуальных файтингов, Dead or Alive отнюдь не отказывается от эстетики боевых искусств. Оставим на минуточку вызывающую сексапильность персонажей – но их движения мастерски красивы! Тайминг, предчувствие намерения оппонента, равновесие, сочетание легкости и жесткости – вот что восхищает в драках Dead or Alive 6.
Вдвойне восхитительно, что как игрок вы причастны к этому мастерству. Конечно, любителям убивать джойстики в шумной компании достаточно и того, чтобы всеми кнопками подряд швырять тело об стены, выбивая искры и стоны. Однако есть и выбор – потренироваться во встречных действиях, чтобы моментально реагировать (скорее даже предугадывать) движения оппонента. Общая закономерность понятна: чем точнее вы предвидите удар соперника, тем эффективнее будет ваш ответ. Например, захваты требуют большей точности, чем блоки – зато как минимум позволят перехватить инициативу, а могут и оглушить врага.
В Dead or Alive 6 по-прежнему много значат серии атак. Бесконечно длинные комбинации как будто невозможно прервать, разве что нокдаун становится передышкой. Но и тут свои нюансы. Допустим, критический удар оглушает цель, но следующий такой же снимает оглушение. Хочется, чтобы противник был безответным мешком – связывайте разные критические атаки, да не забывайте вворачивать между ними комбо с большим уроном. Это не так уж просто, поэтому при желании в Dead or Alive 6 есть чему поучиться.
Да, до киберспортивных файтингов DoA далеко, и все же тут есть логика реального боя: раскрывать врага, видеть его удары, использовать его ошибки, а не полагаться на грубую силу. В Dead or Alive 6 вы включены в процесс поединка, а не наблюдаете как зритель с трибуны. Это основа, которая поддерживается работой аниматоров – реалистичными на вид приемами. В итоге даже при неизбежных гиперболах DoA 6 выглядит убедительно, поражает секретными техниками смертельных стилей.
Что в Mortal Kombat? От игры к игре одна история: мы разучиваем пару имбалансных суперударов и спамим ими противника. А чтобы скрыть, что все осталось как на 8-битках, рисуются умопомрачительные спецэффекты без оглядки на здравый смысл. Нажал пару кнопок – нанес полдесятка ударов, грубых, размашистых и несовместимых с жизнью. И кровь, побольше крови – не меньше ведра от каждого пинка.
Это дешево, попсово, но работает. Koei Tecmo, увы, тоже не избежала дрейфа в сторону однокнопочности. Новая шкала прорыва явно выбивается из общих правил Dead or Alive 6. Наполнил ее хотя бы до половины – и одной кнопкой можно наносить суперудары, не давая противнику опомниться. Да, сработано не так грубо, как X-Ray из Mortal Kombat, но баланс портит и смотрится ужасно: как будто файтинг вдруг превратился в слешер или JRPG.
Спасает то, что по-настоящему эффектные атаки в Dead or Alive по-прежнему не так просто провести. Например, выбросить соперника из арены, чтобы он переломал себе все кости. И да, в отдельных случаях Dead or Alive 6 позволяет себе хулиганство, вроде артподдержки или гигантского щупальца. Но это действительно редкие мега-удары, в остальном драка удалась – это когда пара ссадин на лице и порванная одежда. Ну, как и в реальности, впрочем.
Турнир без правил… да и без турнира
Примечательно, что Mortal Kombat и Dead or Alive изначально – названия турниров, вокруг которых строились события файтингов. Впоследствии оба сериала ушли в супергероику. Dead or Alive, конечно, тянет в аниме, а Mortal Kombat все больше кренится в Injustice. На этом сходства заканчиваются. NetherRealm с каждой игрой все больше идет в разнос, ее сюжеты напоминают фэнтези времен молодого Перумова. Супер-мега-невероятные заклинания, императоры и боги, разные миры, прошлое-будущее, воскрешение и зомбирование вместе с экзоскелетами и боевыми дронами. Мне одному кажется, что для файтинга – перебор? Когда кругом танки да файерболы, Барака с его лезвиями внушает жалость, и совсем пора на пенсию «неудавшемуся терминатору» Кано с каким-то несчастным ножом.
Стоит ли говорить, что появление клинков в Mortal Kombat не подкреплено фехтовальщиками в команде каскадеров NetherRealm? Что до ган-каты додумались разве что создатели постановочных видео, а в самих сражениях вооружение и боевой стиль не ощущаются вообще. Mortal Kombat – первоклассный боевик, которому давно не нужна экранизация. Проблема в том, что и поединки там тоже как будто скоро будут не нужны.
На этом фоне Dead or Alive 6 кажется застенчиво-скромной. Здесь даже герои при катанах изредка достают их из ножен. По-семейному теплый сюжет принципиально не считает драку чем-то опасным, словно за самой отчаянной дракой наблюдает невидимый рефери. Все по правилам и технично. Бои здесь вроде танцев для индийского кино – выражают эмоции, а не двигают сюжет. Каждый характер DoA 6 полностью закодирован в мув-сете. Появление бойца на ринге – все равно как ария в опере, и потому нет смысла удивляться поединку мастера спорта с девочкой или полуживой жертвы со своим спасителем. Вселенная игры в равной степени один большой ринг и одна большая сцена.
Пожалуй, боевые школы в Dead or Alive 6 представлены не особо в чистом виде. От боевого самбиста можно увидеть нерио-чаги из тхэквондо, который ему в силу растяжки явно не выполнить. А местный муай-тай вполне позволяет себе удары в прыжке. И тем не менее, аниматоры много потрудились, чтобы боевые стили получились узнаваемыми. То есть не так трудно изобразить прямой удар рукой характерным для карате, для MMA и для какого-нибудь «кулака змеи». Но что делать, скажем, с перехватом удара ноги на нижнем уровне? Вот здесь для Dead or Alive 6 раскопали много изощренных, экзотических приемов, по которым сразу узнаешь боевой стиль. Это не только красиво, но и прибавляет интуитивности. Просто наблюдая ход битвы, можно вдруг догадаться: у этой героини чудовищно быстрые руки в ближнем бою, надо держать ее ногами на расстоянии. И оно сработает.
Я могу понять людей, которым интересно сыграть в Mortal Kombat 11 за Цетриону или Гераса, но мне кажется, им место скорее в D&D или Warcraft. Эррон Блэк с пистолетами, ружьем и динамитом тоже явно ошибся дверью. А Коллектор с рюкзаком гаджетов мог бы подружиться с Бэтманом и будто принципиально не бьет голыми руками. Одному мне кажется, что это кризис фантазии, вселенная нарушает собственные правила и быстро теряет свое лицо?
В Dead or Alive 6, наоборот, одни знакомые лица, и, пожалуй, это главная халтура новой части. Все тот же здоровяк Басс сажень в плече, аристократка Елена, мультяшная школьница Лэй Фан и пьяный мастер Брад Вонг. Koei Tecmo не рискует и все объясняет сменой движка. Но, если честно, эволюция графики в сравнении с Dead or Alive 5 не так сильно бросается в глаза, как ощущение, что уже видел эту игру. По обычаю корень зла ищешь в нехватке или бюджета, или фантазии. В последнее трудно поверить: не то чтобы все боевые стили в игре исчерпывающе представлены. А финансами, по-видимому, решили распорядиться в пользу одиночной кампании – но вышло не очень.
Две истории о мертвых злодеях
Кампания Dead or Alive 6 – невероятная смесь несуразности и профессионализма. Не роман, не серия историй, а какая-то картотека коротких зарисовок – битв и кат-сцен. Загрузил, посмотрел полминуты – грузи следующую. Составлять цельную историю предлагается самому игроку. Понятно, с какого края ни разматывай, все равно цельного повествования не выйдет, и синтезировать масштабное сюжетное полотно придется у себя в голове.
Причем если вы хотите плохого сюжета, спросите Mortal Kombat X. Стереотипный злодей воскрешен, а потом убит. Куча бестолковых новичков всю дорогу путаются под ногами, а ключевые герои вселенной погрязли в сложных взаимоотношениях, понятных только старым фанатам серии. Так вот, сюжет Dead or Alive 6 – ровно об этом же. Эдакое аниме без японского безумия.
Зато обновленный движок показал себя в кат-сценах. Пока только показал – не более того. У Koei Tecmo пока неважно выходит как фантазировать, так и режиссировать. И совсем плохо с синергией сюжета и геймплея. Пройти кампанию можно, вообще не умея играть в файтинги. Это не обучение и не испытание, а какой-то интерактивный фильм внутри игры.
Причем и испытания, и обучение в Dead or Alive 6 есть – только это другой режим. Довольно сложные челенджи награждаются внутриигровыми бонусами, а если все условия не удается выполнить, сама игра подскажет, какую главу тренировки следует пройти. И, пожалуй, это единственно правильный одиночный режим, где растешь в скилле и применяешь изученное, притом бесполезных правил здесь не бывает по определению.
Красивым быть не запретишь
В конце пару слов о том, без чего не обходится разговор о Dead or Alive никогда – о красоте женских персонажей. Я, кстати, не особо разбираюсь, но вроде бы в этой серии мужские персонажи тоже не вызывающе уродливы – впрочем, на чем обычно строятся обвинения в сексизме, мне понятно так же слабо. Тем не менее, жизненный опыт подсказывает некую связь между красотой тела, здоровьем и физическими способностями. Как правило, из немощных и больных выходят бойцы не ахти. Впрочем, пока есть паралимпиада, всегда возможны и парафайтинги для сторонников равенства всех со всеми.
Между тем, заявленное сравнение с Mortal Kombat 11 дает предлог сказать прямо: уж в «Смертельной битве» смогли избежать греха похоти наверняка. Таких страшных женских персонажей в серии еще не бывало. И если посмотреть, скажем, на атлеток UFC, то правда жизни, как мне кажется, снова будет на стороне Dead or Alive 6. А расово верная Китана вместе с помятой жизнью Соней хороши лишь тем, что их не жалко будет прикладывать об кирпич – увы, в Mortal Kombat 11 без подобного никуда.
Заключим тем, что драка женщины с мужчиной – это всегда бесчестно, и такового быть не должно, потому что женщина всегда победит мужчину по красоте. Такое у нее естественное оружие, и странно, если бы файтинг ради мнимого равенства оное не принимал в расчет.
Радости:
- Симулятор единоборств, где ничего не надо уметь…
- …при этом есть свои тонкости правил…
- …которые интересно осваивать в различных испытаниях.
- И все это красиво нарисовано.
Гадости:
- Кампания не стоит своих денег.
- Герои все старые знакомые.
- В мультиплеере играть не с кем.
- На DLC с костюмами выставили неимоверный ценник.
Оценка: 7,0
Вывод:
Мне кажется, критика в адрес Dead or Alive 6 сильно преувеличена. Цена $28 за стандартное издание не является чем-то сверх, а Season Pass со свадебными костюмами – то, без чего в этой игре можно обойтись. В остальном файтинг остался верен себе, и фанатам есть за что его любить. Тем не менее, Koei Tecmo стоит поучиться у конкурентов – хотя бы делать приличные одиночные кампании.
Обзор написан по ПК-версии игры
Anuriel
fighting
Обзор
№228 Упоминаемые игры и серии: Dead or Alive 6