История одного жанра. Файтинг. Часть 2 | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Чaсть 1

Мы прoдoлжaeм нaш рaсскaз oб истoрии жaнрa «фaйтинг». В прoшлый рaз мы рaсскaзaли вaм o зaрoждeнии жaнрa и o eгo сaмыx яркиx представителях на 8-ми и 16-битных платформах. Не затронули только одну игру, которая пользуется большой популярностью и сегодня. Речь идет о Killer Instinct.

Инстинкт убийцы

Killer Instinct вышла на аркадных автоматах в 1994 году, на SNES – в 1995-м, под занавес истории 16-битных игровых приставок. С самого начала это был жестокий, мрачный файтинг, соединяющий в себе кнопочную раскладку Street Fighter с атмосферой и добиваниями из Mortal Kombat. Получился бы отличный конкурент всем 16-битным файтингам, да только эпоха 16-биток уже закончилась.

Создатели Killer Instinct также попытались внести некоторые собственные отличия в жанр файтингов. Прежде всего, исчезло стандартное деление боя на раунды, зато каждый из персонажей обзавелся двойной шкалой жизненной энергии. Фаталити здесь называются No Mercy, их по два у каждого персонажа, и они чуть менее жестокие, чем в Mortal Kombat, но тоже достаточно кровавые. Очень хорошо проработана система комбо-атак, вообще на комбинациях в Killer Instinct строится весь геймплей. Применяются и комбо-брейкеры, позволяющие прерывать комбинацию атак противника.

В 1994 и в 1996 годах вышли Killer Instinct и Killer Instinct 2, обе на аркадных автоматах. Кроме того, первая игра была портирована на SNES, вторая вышла на Nintendo 64. Но современные игроки наверняка больше знают файтинг Killer Instinct для Xbox One. Это довольно красивый файтинг, предлагающий «сезонную модель», при которой в игру постепенно добавляются новые персонажи в виде DLC. Killer Instinct отличается также тем, что в этой игре, помимо оригинальных героев, можно увидеть и бойцов из других игр: к примеру, Арбитра из Halo или Боевую Жабу из Battletoads. При этом герои обладают своими уникальными ударами и спецприемами, заимствованными из своих оригинальных игр.

Эпоха PlayStation One

Релиз PlayStation One, ознаменовавший собой новую эпоху в развитии файтингов, состоялся в Японии в 1994 году. Но настоящим началом господства новой приставки можно считать 1995 год, когда консоль вышла в продажу в США. И сразу же стало ясно, что PlayStation One очень сильно изменит историю файтингов.

На старте консоли был выпущен файтинг Battle Arena Toshinden, который по сегодняшним временам смотрится довольно коряво. Особенно огорчают кубические и квадратные бойцы, которых здесь очень много. И тем не менее, это был файтинг с оружием, полностью трехмерный. По сравнению с прежними двухмерными файтингами это был настоящий прорыв.

Однако полноценным прорывом стало рождение серии Tekken. Первые две игры этого сериала не представляли из себя ничего интересного. Да, это тоже были трехмерные файтинги, однако такие файтинги с буратиноподобными персонажами в те времена росли словно грибы после дождя. А вот Tekken 3 изменил все и заодно подарил наконец-таки сериалу собственное лицо – не удивительно, что именно после выхода третьей части Tekken начали называть «воплощением гламура» от мира файтингов.

Прежде всего, игра демонстрировала просто ошеломляющего качества графику. Персонажи обладали яркими костюмами, арены радовали простором, фигурки героев – плавными линиями (конечно, условно: кубизм временами все равно просвечивал, однако разница в сравнении с предыдущими играми была заметна сразу). Бои получались невероятно красивыми, в основном благодаря тому, что каждый из персонажей владел собственным боевым стилем, а для каждого стиля отбирались наиболее красивые удары, броски и болевые захваты. Вступительный ролик был сделан очень качественно, старание разработчиков чувствовалось буквально во всем: в заставочном меню, в подобранной музыке, в разноплановых и интересных персонажах. При этом освоить управление было очень просто, персонажи легко поддавались контролю, даже если вы впервые брали джойстик в руки и нажимали просто на все клавиши – в этом случае все равно можно было победить противников.

Но и это еще далеко не все. Tekken 3 впервые соединил в одной игре beat’em up и файтинг. Удалось это сделать благодаря специальному режиму Tekken Force, представляющему собой именно трехмерный beat’em up, когда одному герою приходилось побеждать десятки противников и в конце уровня сталкиваться с главарем локации – одним из играбельных персонажей, доступных для выбора в основном ростере.

Второй интересный дополнительный режим – Tekken Ball, представляющий собой вариацию пляжного волейбола. Двое героев состязаются друг с другом, пиная огромный мяч, забрасывая его с помощью красивых ударов на площадку другого игрока, через сетку. Если мяч падает на землю, если его не удается отбить – тогда пропустивший мяч игрок теряет одну жизнь. Неплохое дополнительное развлечение, признанное разнообразить традиционные бои.

Можно сказать, что именно Tekken 3 показал все самое лучшее, на что была способна приставка PlayStation One. Неудивительно, что он остается лучшим файтингом на этой платформе. Что-то подобное было только у Mortal Kombat 3, но на 16-битных приставках, естественно.

На 32-битных же консолях Mortal Kombat полностью уступила пальму первенства. Сначала была невнятная Mortal Kombat Trilogy – бессюжетная компиляция, объединившая в себе три предыдущие части, но, по сути, ничего нового не показавшая. Затем – Mortal Kombat 4, первый трехмерный файтинг в серии, да только сделан он был довольно плохо. В сравнении с Tekken 3 игра однозначно проигрывала (и это при том, что на аркадных автоматах третий Tekken вышел почти на полгода раньше четвертого Mortal Kombat!). Были и игры в жанре action-adventure, которые как раз упрочили положение серии. Но вот в плане файтингов эпоха PlayStation One не была временем господства Mortal Kombat.

Street Fighter тем временем вовсю экспериментировала с форматами. То вдруг ударилась в стилистику Mortal Kombat, предложив оцифрованных актеров в Street Fighter: The Movie. То сделала свою игру еще более мультяшной в подсерии Street Fighter Alpha, которая должна была стать приквелом к основному сериалу. То и вовсе перевела свой файтинг в полное 3D при помощи линейки Street Fighter EX. Все игры пользовались разным успехом, какие-то принимались лучше, какие-то – хуже. Однако, опять же, с Tekken 3 не могла конкурировать ни одна игра того времени.

Отдельно стоит отметить еще четыре новых файтинга, зародившихся в эпоху PlayStation One. Soul Blade от той же Namco, создателей Tekken, предлагал трехмерные бои с оружием. Здесь были две особенности. У оружия: мечей, копий, нунчак и прочего – которым были вооружены бойцы, был свой предел прочности, и оно запросто могло сломаться, вылететь из рук. Тогда герой оставался с голыми руками против вооруженного противника – и даже в такой ситуации вполне можно было победить, если уметь уклоняться от ударов и быстро контратаковать. Вторая особенность Soul Blade – все арены имели свои границы, за которые можно было вытолкнуть противника. Даже если враг вас побеждает, вы могли, изловчившись, вытолкнуть его за края арены, и тогда победа засчитывалась вам. Отличным конкурентом этой игре стал другой файтинг с оружием – Bushido Blade, где противника можно было легко убить одним хорошо продуманным ударом.

Еще один известный файтинг того времени – Dead or Alive   – также, как два предыдущих, был трехмерным и также впоследствии вырос в отдельную серию. Здесь все было еще проще, основную ставку создатели этого файтинга делали на полуодетых девушек, сражающихся друг с другом. По сути, мы увидели обыкновенный фан-сервис.

А вот Bloody Roar неожиданно очень удивил. Этот файтинг предлагал бои настоящих оборотней. На аренах сходились люди, у каждого их которых было по две боевые формы: человек и какое-то животное, от вервольфа до громадного кролика. Было, соответственно, две линейки жизненной энергии, при этом каждая из них расходовалась по очереди. Переключаться между формами можно было в любой момент, и если вы сражались, к примеру, в виде оборотня, то жизненная энергия человеческой формы восстанавливалась.

На PlayStation One было еще много файтингов, но рассказывать обо всех нет смысла, поскольку большинство из них так и пропали без вести в истории. Можно отметить одну основную тенденцию – жесткую борьбу между двухмерными и трехмерными файтингами, разделившую сторонников поединочных игр на два лагеря. Ну, и еще время PlayStation One было эпохой смелых экспериментов, которые и позволили родиться некоторым интересным новым сериалам.

Эпоха PlayStation 2 и Sega Dreamcast

Времена PlayStation 2, Xbox и Sega Dreamcast были для жанра файтинг периодом застоя. Остановиться на этой эпохе долго у нас не получится при всем желании просто потому, что вспоминать здесь особенно нечего. Основные хиты этих времен мы подробно разбирали в нашей газете и на нашем сайте. Пожалуй, выделить можно только два сериала: Tekken и Mortal Kombat.

Первый подрастерял свои позиции после релиза Tekken 4, зато смог все вернуть обратно с выходом пятой части. Tekken 5 можно назвать самым красивым файтингом на PlayStation 2. Впрочем, кроме красоты и великолепной анимации персонажей этот файтинг ничем особенно и не радует.

Mortal Kombat можно похвалить за смелые эксперименты. Наверное, именно файтинги этой серии, особенно Mortal Kombat: Armageddon, выжали из PlayStation 2 все, что только возможно. Новые системы боевых стилей, доработанные бои с использованием оружия, великолепная графика, возвращение к привычной мрачной атмосфере, наконец, сюжетный режим, иногда сделанный в виде полноценной RPG с открытым миром, а иногда – в стиле beat’em up… Трудно поверить, что все это возможно в рамках одной игры.

Street Fighter 3, которая вышла на Dreamcast, продолжала гнуть свою линию. Это снова был очень красивый рисованный двухмерный файтинг с полюбившимися персонажами. С другой стороны, рисовка очень радовала своим качеством. Ну а Soul Calibur, Bloody Roar и Dead or Alive продолжали просто улучшать уровень графики, но не пытались что-то изменить глобально. Файтинги выходили, продавались, но очень редко что-то менялось. Казалось, трехмерные файтинги нащупали идеальную формулу, от которой их создатели просто не хотят отходить.

Эпоха PlayStation 3 и Xbox 360

Все изменилось с выходом Street Fighter IV. Трудно поверить, но двухмерные файтинги вернулись на первые позиции в зрительском рейтинге, причем именно благодаря игре, которая в основе своей всегда оставалась двухмерной. Street Fighter IV предложила очень простую формулу: трехмерные герои на двухмерных локациях, сражающиеся на одной линии – и эта формула очень полюбилась игрокам. Вскоре этой же тропой последовала серия Mortal Kombat, тогда как Tekken и Dead or Alive вместе с Soul Calibur пробовали придумать, чем же ответить конкурентам. Лучше всего это получилось у Dead or Alive 5, которая поставила на разрушаемые арены.

С другой стороны, файтинги неожиданно оказались теснимы симуляторами боев без правил и бокса. Предлагающие совершенно иные правила игры, радующие отличной картинкой, серии UFC и Fight Night, как оказалось, могут стать отличным развлечением для вечеринок.

Если предыдущий период был «застоем», то сейчас конкуренция между файтингами вспыхнула с новой силой. Она продолжается и поныне, на современных платформах. И пока сложно сказать, кто окажется впереди в нынешнем поколении. Но для нас, игроков, конкуренция между игровыми сериями – это в любом случае очень хорошо. Именно в бурную эпоху войн форматов и серий рождаются на свет самые лучшие игры.

Samael

fighting
Ретроспектива
№210