Джон Ву: пистолеты и голуби | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Сeгoдня ужe мoжнo с увeрeннoстью гoвoрить, чтo гoнкoнгский кинoрeжиссeр Джoн Ву – oдин из тex нeмнoгиx кинoдeлoв, чтo oкaзaли oгрoмнoe влияниe нe тoлькo нa сoбствeннo кинeмaтoгрaф, но и на другой важный сегмент индустрии развлечений – компьютерные и консольные игры. Без Джона Ву не было бы Max Payne, а без Max Payne не было бы целого поджанра шутеров от третьего лица, подробный рассказ о котором вы также найдете в этом номере. Да и сами фильмы Джона Ву гонконгского периода творчества, когда он только вырабатывал свой стиль, очень выделяются на фоне большинства других кинокартин. Это не традиционные боевики о кунг-фу, не криминальные саги о мафии, не западные боевики buddy movie о друзьях-полицейских с большим количеством стрельбы. И уж точно не супергеройские олдскульные экшены со Шварценеггером и Сталлоне. Это все вместе, сдобренное необычной эстетикой и визуальными приемами, характерными только для этого кинорежиссера.

Первые шаги

Стоит сказать, что набивал руку Джон Ву как раз-таки на традиционных гонконгских фильмах. На заре карьеры знаменитый в будущем кинопостановщик не чурался простых и легких комедийных боевиков, а также традиционных боевиков о кунг-фу и славной истории Китая, и даже фэнтези-картин с летающими в небе непобедимыми бойцами (жанр «уся», очень любимый китайскими постановщиками). В частности, именно Джон Ву снял «Руку смерти» – типичный исторический кунг-фу боевик, в котором засветился, кстати, тогда еще совсем молодой Джеки Чан. Картина рассказывала о периоде завоевания Китая маньчжурами, а Джеки Чан вместе с несколькими товарищами выступали в роли неодолимой кары, наказывая предателя-китайца, мастера единоборств, окруженного к тому же восемью маньчжурскими телохранителями.

«Рука смерти» вышла на экраны в 1976 году и, несмотря на то, что фильм был сделан мастерски и смотрелся достаточно интересно, абсолютно ничего нового предложить не мог – подобных картин в то время были сотни, если не тысячи. Далее Джон Ву занимался поисками своего стиля, выпуская на протяжении десяти лет одну картину за другой. Он работал в Гонконге и на Тайване, пробовал различные поджанры, популярные в то время на китайском кинорынке. Многие картины Джона Ву становились успешными, будь то комедии или традиционные боевики. Однако сам режиссер постепенно начал уставать от однообразия тех жанров, в которых работал. И в 1983 году Джон наконец-то снимает первую свою картину в жанре Heroic Bloodshed – совершенно новом жанре боевика, рожденном на свет именно благодаря стилю Джона Ву. Фильм «Герои не плачут» повествует о команде наемников, отправленных в джунгли Золотого Треугольника с целью похитить крупного наркоторговца. Разумеется, им предстоит схватка с толпами врагов, мы увидим фирменные прыжки и перекаты, свойственные поздним картинам Ву, а количество стрельбы и трупов в «Герои не плачут» превосходит практически все, что Джон показывал после. И тем не менее, «Герои» были только первым блином, который получился комом. Помимо основного элемента – ураганных перестрелок – в фильме не было ничего интересного. Ни музыкального сопровождения, ни красивых костюмов, ни стоящей актерской игры. Была только заготовка, но не было самого Стиля. Да и фильм был даже не картиной о мафии, а скорее обыкновенным боевиком о спецназовцах. Не удивительно, что в 1983-м году «Герои не плачут» были отправлены на полку. В прокат этот фильм вышел только в 1986-м, после оглушительного успеха «Светлого будущего» – идеального фильма в стилистике heroic bloodshed, благодаря которому и появилось название этого жанра.

Герои не плачут

Светлое будущее: расцвет heroic bloodshed

Прорыв на киноолимп Гонконга, а затем и США, и всего мира у Джона Ву вместе с его необычным стилем случился после выхода на киноэкраны картины «Светлое будущее», главную роль в которой исполнил Чоу Юн-Фат. Этот актер стал настоящей находкой режиссера и сыграл впоследствии еще в нескольких картинах Джона Ву, большая часть из которых относилась именно к жанру heroic bloodshed.

«Светлое будущее» (также известное в наших краях под названием «Право на жизнь») – картина о нравах гонконгской мафии. О дружбе, предательстве, чести, о двух братьях, один из которых состоит в банде, а второй при этом работает в полиции. И естественно, история сдобрена фирменной стилистикой Ву, которая к тому моменту уже практически выработалась. Главные герои, в особенности задумчивый Чоу Юн-Фат, постоянно палят с двух рук по превосходящим силам противника. Изобилие черных костюмов, черных плащей, множество оружия, которое даже часто не перезаряжается, а просто отбрасывается в сторону после того, как все патроны расстреляны… Отличная актерская игра, идеально прописанные персонажи, сильные характеры и лиричный саундтрек. Все это основы heroic bloodshed, жанра, умело сочетающего элементы криминальной драмы и боевика, при этом имеющего также собственные отличительные элементы вроде противостояния сильных характеров, красивых ракурсов, нуарных составляющих (джазовая грустная музыка, сверкающие струи дождя, крупные планы большого города) и даже элементов вестернов. Плюс перестрелки в католических храмах, стрельба с двух рук, слоу-мо, мексиканские дуэли и белые голуби, разлетающиеся во все стороны под пулями.

Светлое будущее

Здесь нужно сделать небольшое отступление от кинопути Джона Ву. Давайте-ка проясним для себя, что такое heroic bloodshed. Прежде всего понятно, что жанр этот абсолютно вторичный. Из своего здесь только перестрелки, поставленные так же красиво, как балет в Большом Театре. И вот это самая яркая черта heroic bloodshed – сочетание красоты движений и прыжков героев с десятками трупов, сопровождающих перестрелки. Именно поэтому отличный фильм «Схватка» с Аль Пачино и Робертом Де Ниро, который многие относят к жанру, не более чем криминальная драма. А вот вся трилогия Desperado Роберта Родригеса – это именно heroic bloodshed, возможно, «Музыкант» в меньшей степени.

Интересно, что фильмы с элементами heroic bloodshed снимались и до выхода на экраны «Светлого будущего», такие как «Охотник за головами» режиссера Лау Синхоня с тем же Чоу Юн-Фатом в главной роли или «Кули Киллер» Терри Тонга. Однако самого термина тогда не существовало, да и мастера-популяризатора, такого как Джон Ву, также не было. Но, тем не менее, в начале 80-х уже были фильмы, в которых жесткие рукопашные схватки сочетались с перестрелками и перекатами во время перестрелок. Джон Ву просто довел идею до совершенства в «Светлом будущем», и, нащупав удачный стиль, стал развивать его дальше, сделав своим фирменным приемом.

Светлое будущее 2

После успеха «Светлого будущего» Джон Ву планировал снять приквел, рассказывающий о приключениях двух главных героев во Вьетнаме. Но продюсер Цуй Харк, с которым в то время работал Ву, настоял на создании прямого сиквела. И вторую часть «Светлого будущего» (в нашем прокате в эпоху VHS она называлась «Право на жизнь 2», теперь же официальное название звучит как «Светлое будущее 2: Ураганный огонь») Джон Ву, очевидно, снимал под девизом «еще больше и еще эффектнее». Поняв, что нужно публике и что хорошо продается, в сиквеле режиссер просто дал нам то же самое, но в двойном размере. Нашелся способ вернуть в игру героя Чоу Юн-Фата, у которого, оказывается, был брат-близнец. Получилось вернуть и предыдущих героев: братьев полицейского Кита и мафиози Хо, которые теперь сражались с мафией по одну сторону баррикад. Добавился и еще один эффектный положительный персонаж. Ну, а финальная бойня в особняке по масштабу превосходила абсолютно все, что до сих пор делал Джон Ву в изобретенном им жанре: тройке главных героев во время этой битвы противостояло около сотни противников. «Светлое будущее 2», которое вышло в прокат в 1987-м году, практически повторило коммерческий успех первой части. Джон Ву снова обратился к Цуй Харку с идеей приквела, однако тот снова отложил эту идею до лучших времен. Не беда – тогда у Ву уже была задумка фильма, который прославил его фирменный стиль на весь мир. И в 1989 году на экраны выходит «Наемный убийца», несомненно, один из лучших боевиков гонконгского периода творчества Джона Ву.

Наемный убийца

Главную роль в этой картине снова сыграл несравненный Чоу Юн-Фат. Сама же картина, на первый взгляд, является повтором мотивов «Светлого будущего», но на самом деле это совершенно другое кино. Мы снова видим противостояние двух хороших парней, находящихся по разные стороны закона, причем один из них полицейский, а второй – наемный убийца. При этом между героями находится трагически ослепшая певица, которую любит киллер в исполнении Чоу Юн-Фата. А в качестве основной угрозы выступают толпы бойцов мафии, против которых главным героям приходится объединяться, чтобы спасти свою жизнь. В фильме есть несколько больших, отлично поставленных перестрелок, а грандиозное финальное сражение происходит в недостроенной христианской церкви. Здесь Джон Ву продемонстрировал все свои любимые, фирменные приемы: бешеная стрельба с двух рук из различных видов оружия сочетается с эффектными слоу-мо, во все стороны разлетаются красивые белые голуби, пули легко срезают горящие свечи – в общем, Ву снова доказывает, что перестрелки могут быть красивыми и что он находится в прекрасной форме.

Возможно, именно «Киллер» привел к размолвке между Цуй Харком и Джоном Ву. Выступая перед журналистами, Харк неожиданно заявляет о запуске в работу фильма-приквела «Право на жизнь 3», на главную роль в котором приглашен Чоу Юн-Фат, а снимать картину будет Харк (он же станет и автором сценария). Судя по тому, что действие переносится во Вьетнам, Харк просто позаимствовал основную идею, предложенную еще Джоном Ву. Оскорбленный Ву разрывает все отношения с Цуй Харком и начинает заниматься новым фильмом, который, в пику недавнему другу, тоже может назваться вольным приквелом «Право на жизнь».

Светлое будущее 3

«Просто герои» – лента Джона Ву, снятая в тандеме с режиссером Ву Ма. Лента, оставшаяся практически незамеченной широкой аудиторией. Возможно, потому, что ничего принципиально нового в этом фильме Ву не показал. Мы снова получили картину о мафии, о разборках банд и киллерах – все это мы уже видели в двух частях «Светлого будущего» и в «Наемном убийце», но у тех фильмов были собственные изюминки, которых данная картина, увы, лишена. Никакой интересной актерской игры нам не демонстрируют, сюжет между перестрелками просто провисает – и это чуть ли не единственный фильм Ву в его собственном жанре, который хочется прокручивать перемоткой от одной экшен-сцены до другой. Сам экшен снят интересно, в классическом для Джона Ву стиле, и создается впечатление, что только над экшеном в этом фильме работал сам Джон Ву, а Ву Ма снимал все остальное. Ну и сюжет – заметно, что режиссеры старались сделать криминальную драму уровня «Крестного отца»: мол, король гонконгской мафии умирает, и тут же начинается драка между его подчиненными за пост нового главы клана. Интриги, предательства, бывшие друзья, обращающие оружие друг против друга… Завязка интересная, но самому фильму просто не хватает цельности и лоска, чтобы стать в один ряд с западными гангстерскими драмами. Фанатам на заметку: в «Просто героях» достаточно много отсылок к персонажу Чоу Юн-Фата из «Светлого будущего». Можно даже предположить, что эта картина и есть приквел «Светлого будущего», хотя прямо об этом нигде не говорится.

В 1990-м выходит картина «Пуля в голове», в основу которой как раз был положен сценарий приквела «Право на жизнь», неоднократно отвергавшийся Цуй Харком. На этот раз нам показали не криминальную драму, но очень трагичное кино о взрослении трех друзей, проходящих через множество серьезных жизненных испытаний, в том числе и в аду вьетнамской войны. Все остальное в фильме осталось по-прежнему: трагичность, сильные персонажи, долгие перестрелки и интересный сюжет как дополнение ко всему. Разве что Чоу Юн-Фата не было, но этот недостаток Ву исправил в двух своих следующих фильмах.

Пуля в голове

В 1991-м году Джон Ву выпускает на экраны криминальную комедию «Рожденный вором». В этом фильме также сыграл Чоу Юн-Фат, однако само кино получилось очень легким. Несмотря на то, что здесь также много стреляют, в картине можно увидеть только некоторые элементы жанра, сделавшего Ву популярным. Криминальная драма на этот раз осталась за бортом, а легкость и комичность все-таки совсем не соответствуют heroic bloodshed.

Однако в 1992-м Джон Ву полностью реабилитируется с выходом на экраны картины «Круто сваренные». Общепризнанно именно этот фильм является вершиной жанра heroic bloodshed. Помните, мы говорили, что в «Право на жизнь 2» все сильные составляющие оригинальной картины были помножены на два? Так вот в случае с «Круто сваренными» были взяты все лучшие стороны «Наемного убийцы» и умножены как минимум раз в десять! Снова два сильных персонажа – на этот раз полицейские, волею случая оказавшиеся по разные стороны закона. Снова войны мафиозных кланов и снова большая перестрелка в финале: на этот раз мы видим просто грандиозную, практически получасовую бойню в гонконгской больнице. Именно этим фильмом Джон Ву установил новую планку в жанре, который сам же и изобрел. И «Круто сваренные» очень надолго стали последним гонконгским фильмом режиссера.

Heroic bloodshed: наследие

Многие американские фильмы Джона Ву также содержат ярко выраженные элементы полюбившегося ему жанра. Особенно четко это заметно в «Без лица» (стрельба в католической церкви, опять же, белые голуби), но и «Блэкджек», и «Сломанная стрела», и «Трудная мишень» радуют красивыми трюками и превосходно поставленными перестрелками. Другое дело, что это уже не криминальные драмы, просто Джон Ву попытался перенести свой фирменный стиль в другие жанры, и получилось это очень хорошо.

Убийцы на замену

Нашлось и много последователей. Чоу Юн-Фат прекрасно сыграл в «Светлом будущем 3» и в «Убийцах на замену», которые идеально выдерживают высокую планку, поставленную Джоном Ву. Стильные перестрелки, вдохновленные работами Ву, можно найти в «Леоне» и «Никите» Люка Бессона. «Пристрели их!» так и вовсе целиком вдохновлен фильмами Джона Ву. Многие работы гонконгских режиссеров Джонни То, Ринго Лама и Цуй Харка также выполнены в красивой стилистике heroic bloodshed. Не остаются в стороне и другие азиатские страны: китайцы сравнительно недавно сняли «Кровных братьев» – вольный ремейк «Пули в голове», а корейцы сделали полноценный ремейк «Светлого будущего». Ах да, а еще стилистика фильмов Джона Ву нашла отражение во многих компьютерных и консольных играх! Однако это уже совсем другая история…

AlexS

Ретроспектива
№206