Мoскoвский aэрoпoрт Дoмoдeдoвo прoдoлжaeт прoгрaмму мoдeрнизaции. Дo кoнцa июня в нeм дoлжнa зaрaбoтaть eдинaя для всех рейсов зона предполетного контроля безопасности. А всем пассажирам придется сначала подниматься на второй этаж для этого контроля, а затем спускаться обратно на первый или нулевой уровень для посадки в самолет, сообщает соб.корр. Travel.ru.
На данный момент такой порядок уже введен для пассажиров международных рейсов. После регистрации на первом этаже они поднимаются на второй, где устроена новая зона предполетного контроля (бывший общедоступный зал ожидания с видом на летное поле). После досмотра пассажиры отправляются налево — через таможенные стойки к оставшимся на прежнем месте кабинам паспортного контроля второго этажа (либо вниз по эскалатору к кабинам паспортного контроля первого этажа), и далее в чистую зону вылета международных рейсов.
Имевшиеся ранее в этом зале многочисленные мелкие магазины и кафе теперь убраны. Кроме того, в ближайшие недели через второй этаж нельзя попасть в зону вылета внутренних рейсов — контроль безопасности для них сейчас работает только на первом этаже.
Это изменится в конце июня, когда предполетный контроль пассажиров внутренних рейсов будет также полностью перенесен на второй этаж — туда же, где сейчас его проходят пассажиры международных линий. Хотя сама новая досмотровая зона является единой, входов в нее два — они разделены блоком из нескольких кафе в середине второго этажа. Если на вход образуется очередь, имеет смысл сначала оценить, с какой стороны она короче.
Единая зона контроля будет насчитывать 15 досмотровых линий Это примерно столько же, сколько раньше имелось в сумме в четырех разных местах: на первом и втором этажах каждого из двух секторов. Общая пропускная способность после ее окончательного запуска в конце июня — 5400 пассажиров в час: этого должно хватить, учитывая что в пиковые дни из Домодедово вылетают примерно 50-60 тысяч пассажиров.
Объединение четырех разбросанных зон досмотра в одну единую позволит аэропорту при правильном подходе гораздо рациональнее использовать персонал и ликвидировать длинные очереди. Уйдут в историю типичные до сих пор ситуации, при которых на первом этаже на контроле собиралась толпа, а досмотровые линии на втором были малозагружены. Или случаи, когда в вечерний пик на контроле внутренних линий большая очередь, а на международных пассажиров мало и персонал простаивает (а в пик курортного сезона — наоборот).
В новой схеме очередь (если она образуется) будет единой, и пассажиры любых маршрутов будут тратить на контроль примерно одинаковое время. Правда, недовольными могут остаться некоторые частолетающие пассажиры, которые до сих пор использовали свое знание наименее загруженных зон досмотра и проходили контроль значительно быстрее среднестатистического пассажира.
Возможность обойти очередь в единой зоне досмотра останется у пассажиров первого и бизнес-классов, участников элитных уровней программ лояльности ряда авиакомпаний и прочих привилегированных пассажиров. Для них также с конца июня будет работать отдельный вход на контроль безопасности по той же схеме, которая до сих пор применялась в зоне досмотра внутренних линий на первом этаже.
Еще одна возможность обойти очереди будет у всех пассажиров международных рейсов в пиковые периоды. В это время (в частности, в этом году по крайней мере до сентября) работает еще и отдельная зона досмотра международных рейсов — сектор Е. Вход в нее находится в недавно открытой левой части терминала на втором этаже.
Средств упорядочивания потенциальной очереди на контроль безопасности на втором этаже пока нет. Представляется разумным предусмотреть возможность применения там мобильных тенсаторов во избежание создания беспорядочной толпы в пиковые периоды.
После прохождения контроля безопасности пассажиры внутрироссийских рейсов будут поворачивать направо в пирс вылета внутренних линий, пассажиры международных — налево. Тут их будет ждать еще одна проверка посадочных талонов: на внутренних линиях ручная, на международных — в виде турникета. При этом фактически это совершенно излишняя процедура: нет никакой проблемы в том, что пассажиры международных рейсов отправились бы сначала, к примеру, в любимый бар в пирсе внутренних линий. А пассажиры внутрироссийских рейсов в международный пирс не попадут и без всяких турникетов, поскольку на пути туда имеется погранконтроль.
У всего этого нового порядка имеется несколько следствий. С одной стороны, чистая зона вылета существенно расширится — правда, почти исключительно для пассажиров внутренних линий. Они также получат доступ к большему числу магазинов и кафе. Однако в то же время общедоступная зона аэропорта значительно сократится и лишится нескольких сотен сидячих мест, располагавшихся ранее в залах ожидания у выходящих на летное поле окон первого и второго этажей. В пиковые периоды это может приводить к дефициту посадочных мест в публичной зоне, и пока не ясно, за счет чего он будет компенсирован. То же самое относится к имевшимся ранее там же в зале на втором этаже нескольким кафе, мелким магазинам и киоскам, аптеке и тому подобном. Часть из них продолжит функционировать уже в чистой зоне, но выбор всего этого в общедоступной зоне существенно сократится. Возможно, эта проблема будет решена после будущего расширения площади общедоступной зоны в правой части терминала (вблизи станции электричек).
Еще одно не самое приятное следствие нововведений — уже в конце июня посетители аэропорта потеряют возможность взглянуть на летное поле из общедоступной зоны. Технической необходимости перекрывать доступ к окнам в правой части первого этажа нет, но аэропорт можно понять — за счет этого пространства можно разместить гораздо больше магазинов и кафе в чистой зоне внутренних линий, предоставив им то место, которое сейчас еще занято пока еще действующими старыми линиями контроля безопасности. Домодедово мог бы компенсировать потерю доступа к окнам для провожающих и встречающих, организовав где-либо постоянно действующую обзорную площадку, но пока о таких начинаниях не слышно ни в одном российском аэропорту.
К сожалению, Домодедово пока, похоже, не рассматривает возможность организации транзитных коридоров для пассажиров, пересаживающихся с внутренних рейсов на международные или наоборот. Между тем новая ситуация предоставляет для этого все возможности, поскольку чистые зоны вылета внутренних и международных линий теперь будут непосредственно соприкасаться.
Логичным и удобным решением было бы пропускать таких пассажиров через уже имеющиеся пункты трансфера. В частности тех, кто собирается пересесть с внутрироссийского рейса на международный, можно было бы впустить в зону вылета внутренних линий через давно работающий внутрироссийский трансферный коридор, а затем предложить им перейти в зону вылета международных рейсов вдоль новой зоны досмотра через обычный паспортный контроль. Аналогично и с обратным случаем — прилетевшие из-за границы трансферные пассажиры могли бы воспользоваться малозагруженным сейчас транзитным коридором международных рейсов и через их чистую зону вылета перейти вдоль новой зоны досмотра в сектор вылета внутренних направлений.
В целом, единая зона контроля безопасности внутренних и международных рейсов — весьма эффективная и распространенная в мире схема работы. Она пока почти не используется в России из-за исторической разделенности терминалов большинства аэропортов (или секторов в них) на внутренние и международные — а также из-за того, что запрещавшие это устаревшие нормативные акты были скорректированы лишь относительно недавно. Однако постепенно такая практика будет приживаться и в России — в частности, такая схема запущена в построенном недавно новом терминале в Нижнем Новгороде, а также предусмотрена в будущем аэропорту Ростова-на-Дону и в новых терминалах в Калининграде и Красноярске.
Начало работы новой единой зоны контроля безопасности в Домодедово не было гладким. Частично причина кроется в неудачно выбранной дате запуска первой очереди новой схемы прямо перед праздничными выходными, частично это следствие объективных сложностей: невозможно мгновенно переместить громоздкие досмотровые линии со старых мест на новую позицию. Тем не менее при эффективной организации работы единой зоны контроля она может сократить среднее время прохождения предполетных процедур и улучшить впечатление от работы аэропорта. Однако полностью потенциал такого решения может быть использован лишь при дальнейшем развитии, в том числе организации трансферных коридоров для пассажиров, пересаживающихся между внутренними и международными рейсами.