50 оттенков свободы | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Скaзкa прo сoзaвисимoсть

Рeжиссeр: Джeймс Фoули.

Жaнр: эротический триллер, мелодрама.

В ролях: Дакота Джонсон, Джеми Дорнан, Эрик Джонсон, Ариэль Кеббел, Тайлер Хёклин.

Продолжительность: 105 мин.

Вот, наконец, вышел в прокат «50 оттенков свободы» – третья часть экранизации скандально известной трилогии (также известной как «слезливая мелодрама для домохозяек в духе 80-х»). К этой части все мало-мальски интересные конфликты разрешились, «трагичные тайны темного прошлого мистера Грея» раскрыты, влюбленные вместе – и все, сказка получила закономерный хеппи-энд. Только этот хэппи-энд зачем-то растягивается на полтора часа.

В то же время именно в финале становится очевидна откровенная сказочность происходящего: это воплощение очень усредненных «женских» мечтаний о красивой жизни. Не счастье ли – «ничем не примечательная» Анастейша смогла отхватить молодого супер-привлекательного-горячего миллиардера с тонкой душевной организацией и драматичным прошлым (и, разумеется, только она одна смогла его понять и принять!). Кроме того, она становится главным редактором – ну, вы знаете, на той работе, где у тебя собственный стильный кабинет, все тебя уважают и ценят, но по факту ты особо ничем не занимаешься, и твой муж легко может «похитить» тебя посреди рабочего дня, чтобы на очередном только что купленном самолете вместе с вашими богатыми друзьями рвануть на выходные в ваш загородный домик в горах. И, разумеется, в качестве свадебного путешествия персонажи едут в Париж, а затем – в Ниццу валяться на пляжах и кататься на яхте, ведь нет более клишированного романтичного места, чем Париж. И, разумеется, детей они тоже заведут, несмотря на явное нежелание и неготовность к такому шагу: разве возможно Настоящее Счастье без детей в доме?

И в таком сладком сиропе выдержан весь фильм. Анастейша и Грей целиком и полностью сосредоточены друг на друге, и тут надо отдать должное актерам: с ролями влюбленных дураков они справляются на отлично, и куда делась деревянность и скованность из первых фильмов? Так воплощается еще одна фантазия об идеальных отношениях: если есть любовь, никого и ничего больше не нужно. Даже угроза в лице бывшего босса Аны Джека Хайда не сильно омрачает существование. Джек Хайд (Эрик Джонсон) в предыдущей части претендовал на сердце Анастейши, но был отвергнут, домогался ее, был с позором уволен, после чего немного сошел с ума и начал мстить супругам Грей за то, что они украли его жизнь. И потенциал этой триллерной линии совсем не реализован. Хайд в своей мести явно не скупится на средства: крадет личные данные, преследует, проникает в офис Грея и в квартиру… Довольно страшные вещи, на которые Ана и сам Грей вообще никак не реагируют. Куда важнее «поехавшего» преследователя их волнуют малейшие происшествия внутри их собственных отношений.

На самом деле, когда пара целиком и полностью замыкается на себе, не реагируя на внешний мир, получается крайне нездоровая с психологической точки зрения ситуация. И, что удивительно, трилогия «50 оттенков» это очень здорово показывает: не идеальную любовь, а созависимость, отношения, полные манипуляций и эмоционального насилия. Человек с психологической травмой, пытающийся с ней справляться нездоровыми способами, с разбегу влипает в абьюзивные отношения. Любопытно проследить за рекламной продукцией всех трех частей: на постере к первому фильму Грей подчиняет Ану, на постере к третьему – наоборот. В это все вкладывался романтический подтекст. На деле же Кристиан Грей, помешанный на контроле, плохо осознающий чужие и собственные границы и не очень способен к близкому доверительному общению. И Ана к третьему фильму откровенно манипулирует Греем и игнорирует наличие у него психологического расстройства. При таком раскладе свобода, заявленная в названии, невозможна.

Уже не раз в рецензии на любую из частей трилогии отмечали, что БДСМ так не работает. Отношения с травматиком тоже не работают так, как показывается в фильме. В идеале, травматик должен не становится доминантом, а пойти на психотерапию. Вот только автором этой истории, а вслед за ними и создателями фильма, созависимые отношения почему-то выдаются за реализацию всех мечтаний и фантазий неких условных домохозяек лет сорока.

При всей глупости и слащавости фильма и у него найдется свой зритель, способный оценить его по достоинству. Есть же любители легких безболезненных историй, в которых у персонажей просто все хорошо и спокойно? Но не стоит действительно воспринимать «50 оттенков» как историю идеальной любви.

Мария Свист

№215