Рeжиссeр: Мaртин МaкДoнa.
Жaнр: дрaмa.
В рoляx: Фрэнсис МaкДoрмaнд, Калеб Лэндри Джонс, Сэм Рокуэлл, Даррел Бритт-Гибсон, Вуди Харрельсон.
Продолжительность: 115 мин.
Что такое «хороший фильм»? Можно сколько угодно спорить, приводить статистику или пытаться вывести формулу, но в итоге все сведется к следующему: хорошее кино – то, которое цепляет, а это крайне размытое и субъективное понятие. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» претендует на звание хорошего фильма весьма активно. При этом с одной стороны – сплошь положительные отзывы о режиссуре, сценарии и актерской работе, с другой – громкие возмущения и обвинения в расизме.
Обвинять есть за что. Сюжет разворачивается в небольшом американском городе. Некоторое время назад была жестоко убита молодая девушка, и расследование забуксовало. Ее мать Милдред Хейз (Фрэнсис МакДорманд), жесткая и упрямая женщина, арендует билборды, на которых обвиняет полицию в бездействии и обращается непосредственно к местному шерифу Уилльяму Уиллоуби (Вуди Харрельсон). Она хочет добиться правосудия и отмщения; такой демонстративный жест – жест отчаяния, потому что полиция кажется абсолютно бездействующей. Все знают, что помощник шерифа Диксон (Сэм Рокуэлл) избивает темнокожих людей и не гнушается злоупотреблением своего служебного положения – и шериф никак это не пресекает. Логично предположить, что так же наплевательски он относится и к раскрытию преступления. Однако у каждого здесь своя правда и своя драма, поэтому история этого противостояния принимает неожиданный оборот.
Этот фильм – работа Мартина МакДона, выступившего в роли режиссера и сценариста. И работа, безусловно, выдающаяся. Фильм насыщен неожиданными сюжетными поворотами, которые держат внимание зрителя от начала и до самого конца, не давая расслабиться и заскучать. Но дело не в том, что повороты неожиданные, а в том, что каждая новая информация, которую получает зритель, имеет значение в рамках истории, расширяет картину происходящего. Любой учебник по киноискусству советует выстраивать сюжет именно таким образом: решение одной проблемы открывает другую, более масштабную, раскрывая новые грани конфликта, и так, по нарастающей, весь фильм. «Три билборда» именно так и сделаны. Тут можно выделить три сюжетные арки (про Милдред, Уиллоуби и Диксона), работающие по описанной схеме. Они взаимодействуют друг с другом, взаимодействуют с городом: цель-то одна – поймать преступника, но это больше похоже на военные действия, чем на конструктивную работу.
Уиллоуби и Милдред сопоставляются как разные люди, одинаково бессильные перед независящими от них вещами. Им обоим противопоставлен офицер Диксон, который, кажется, только из негативных черт и состоит. Маменькин сынок с садисткими наклонностями и проблемами контроля гнева, расист и гомофоб, при первом же удобном случае побежавший вымещать агрессию, избивая и выкидывая людей из окна среди бела дня, уверенный в собственной безнаказанности: ему ничего за это не будет, он же полицейский. И вот тут самое интересное, потому что фильм в итоге заставляет понять этого мерзкого человека, а от понимания прямая дорога к сочувствию. Получается, Диксон как бы и ответственен за все свои действия, но как бы и не виноват, что под воздействием внешних факторов стал таким, каким стал. Поэтому в рамках истории он получает не только символическое наказание, но и прощение, и прощение в эмоциональном плане перевешивает. В конце они с Милдред вообще оказываются абсолютно равны: одинаковы в своем бессилии и одинаковы в своем отчаянии.
Отсюда и возмущения: зачем изображать средоточие всех отвратительных черт и убеждений с «человеческим» лицом? Да дело в том, что никто ничего не изображает. Не бывает хороших или плохих людей (кроме тех уродов, которые поджигают и насилуют горящие трупы). Бывают просто люди. Персонажи фильма – просто люди, каждый из которых имеет свою историю и свою трагедию. А значит, имеет право на существование – и в рамках кинематографа тоже.
Нам хочется, чтобы истории заканчивались хорошо. Чтобы хорошие люди жили счастливо, чтобы преступники были пойманы, а злодеи – наказаны. Но в жизни иногда так не происходит. В жизни несчастья просто случаются, и не всегда с ними можно что-то сделать.
Хорошее кино – не лубочное изображение с хэппи-эндом для всех. Хорошее кино – отражение жизни такой, какая она есть, слепок с действительности. И такие фильмы, конечно, могут возмущать, могут причинять боль, но что-то в итоге оставляют после себя внутри зрителя. Для того и существуют.
Мария Свист
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии