В 90-e гoды, кaк и зa мнoгo лeт до, и много лет после, моду в кинематографе устанавливал Голливуд. В то время самым главным жанром кино были эффектные боевики, а главными звездами – Жан Клод Ван-Дамм и Сильвестр Сталлоне, Чак Норрис и Арнольд Шварценеггер, Стивен Сигал и Дольф Лундгрен. Экраны заполонили боевики о крутых спецназовцах, исторические экшены о ниндзя и самураях, о подпольных файтинговых клубах и одиноких воинах-мстителях.
Тем не менее, на этом фоне совершенно не терялись супергеройские фильмы, в которых, кстати, с удовольствием принимали участие и «большие» звезды боевиков (они, кстати, также не чурались и фантастических боевиков, и постапокалипсиса, и фильмов по компьютерным играм). Арнольд Шварценеггер сыграл в «Бэтмене и Робине», а Дольф Лундгрен в конце 80-х «засветился» в самом первом «Карателе». Чак Норрис исполнил роль своего собственного супергероя – Лесного воина, а Брендон Ли, сын прославленного Брюса Ли, трагически погиб на съемках готического боевика «Ворон». В виде Зорро, таинственного мстителя в маске, в конце 90-х предстал Антонио Бандерас в «Отчаянном», а Уэсли Снайпс примерно в то же время исполнил роль Блейда, истребителя вампиров из комиксов Marvel.
Все это доказывает, что в 90-х годах супергероика и вообще кинокомиксы переживали настоящий взлет, набирали силу перед триумфальным рывком, который последует в нулевые и 10-е годы. И уже в то время было множество фильмов, как высшего эшелона», так и более простых, с малоизвестными актерами, которые представляли жанр супергероического кино. Если по-настоящему жанр родился в 80-х (хотя фильмы о супергероях выходили намного раньше), то 90-е – это именно взлет, формирование супергероики как отдельного жанра.
В американской кинематографической супергероике 90-х годов мы выделили несколько основных направлений, которые подробно представлены ниже в виде трех глав. Первое направление – это классические супергерои-мстители, основанные на комиксах и на манге, а также, иногда, это полностью оригинальные персонажи, тем не менее, все равно созданные под влиянием супергероев. Прежде всего, это Бэтмен, о котором в 90-е годы фильмы снимали с завидной регулярностью, и в этих фильмах с удовольствием принимали участие кинозвезды первой величины. Можно с уверенностью сказать, что «темная» и фриковатая супергероика Бэтмена задавала моду в 90-е годы, и породила множество подражаний (среди самых известных – Черный Скорпион, Тень и Даркмен, а также Найтмен на телевидении). Мрачноватые и одновременно фантастические образы супергероев, с комичными элементами показаны в киносериях «Черепашки-ниндзя» и «Гайвер». Если черепашки стали настоящими, «реальными» хитами кинотеатров, то Гайвер – это хит видеосалонов, неожиданно завоевавший огромную популярность на территории стран бывшего СССР.
К этому же направлению мы отнесли и супергеройские комедии, образцом которых является легендарная «Маска» с Джимом Керри в главной роли. Именно комедии представляли нестандартных супергероев, именно в комедиях появился и первый в 90-х супергеройский отряд («Таинственные люди»).
Отдельным направлением мы вывели кинокартины о героях-линчевателях. Прежде всего, это вернувшийся с того света мститель-Ворон. Картина о Вороне с участием Брендона Ли была мрачным, жестким фильмом, очень стильным и пропитанным бунтарским духом молодежной субкультуры. Разумеется, было и несколько кинокартин о линчевателях уровнем попроще, с менее известными актерами.
Наконец, третье большое направление фильмов о супергероях 90-х годов – это разнообразные охотники на нечисть. Сюда мы отнесли, в первую очередь, Блейда, блистательно сыгранного Уэйсли Снайпсом, неудачный фильм о Вампирелле пришествие в кинематограф охотницы Баффи и несколько, опять же, картин рангом попроще. Более подробно о супергероях 90-х можно прочитать ниже.