Размышления о современных киновселенных | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

У нaс сeйчaс тaкoй рaсклaд: бeз сoбствeннoй кинoвсeлeннoй в мир гoлливудскиx блoкбaстeрoв мoжнo дaжe нe сoвaться. Связaнo этo с oгрoмным успexoм сaмoй пeрвoй кинoвсeлeннoй, сoздaннoй кинoстудиeй Marvel нa oснoвe комиксов одноименного издательства.

Для дорогого кинематографа появление киновселенных стало очередной революцией, сродни той, которая произошла во второй половине 70-х, когда на свет появились первые киноблокбастеры. Тогда блокбастеры показали, что кинематограф может приносить огромные деньги, киновселенные же перевели заработки фильмов на просто астрономический уровень. В этой статье мы расскажем, как устроены современные киновселенные, почему большинство из них «комиксные», и попробуем понять, что нужно для создания киновселенной на основе игр, которая могла бы обладать своим собственным лицом, стать непохожей на кинокомиксы.

Что такое киновселенная?

Успех киновселенной Marvel вполне понятен. Во-первых, она основана на персонажах, которые хорошо известны и любимы, по крайней мере, в США. Во-вторых, она выстроена по тому же принципу, по которому строятся вселенные американских комиксов, имеющие множество поклонников. Ну, и в-третьих, практически все фильмы этой вселенной – зрелищные блокбастеры, которые любят зрители во всем мире.

Первой фазой развития вселенной была череда сольных фильмов. Свои картины получили Капитан Америка, Халк, Железный человек (сразу два фильма) и Тор. В этих пяти фильмах закладывались основы киновселенной. Вводились важные второстепенные персонажи: Локи и Соколиный глаз в «Торе», Черная вдова и Ник Фьюри в «Железном человеке 2», генерал Росс в «Невероятном Халке». Появлялись организации, которые затем будут иметь большое значение в киновселенной (в первую очередь это агентство «Щ.И.Т» и тайная террористическая организация «Гидра») и даже целые важные для сюжета миры (Асгард). Были введены и сцены после титров, служащие дополнительными мостиками между фильмами. Но больше всего картины первой фазы были связаны между собой в фильме «Мстители», объединившем всех титульных персонажей и множество второстепенных героев, самом масштабном фильме, столкнувшем самых сильных героев Земли со страшной космической угрозой.

Как бы там ни было, первая фаза была лишь рождением киновселенной. Далее Marvel еще прочнее укрепляла связи между сольными сериями персонажей. События, происходившие ранее, отражались на многих новых фильмах. Поклонники Железного человека шли в кино на «Первый мститель: Противостояние», чтобы посмотреть на битву своего любимца с Капитаном Америкой. Вводились новые герои, существующие уже в мире, полном супергероев и космических угроз. Опасности становились все масштабнее. Появилась поддержка на телевидении в виде сериалов. Все это продолжалось вплоть до «Войны бесконечности», которая связала воедино сюжеты огромного множества фильмов Marvel, выходивших за последние десять лет, которая стала настоящим «глобальным событием» (так говорят в комиксах) для киновселенной.

Разумеется, успех Marvel не мог не вызвать волну подражаний. Активно строят свою киновселенную по комиксам DC конкуренты из Warner Bros. Уже анонсирована и киновселенная по комиксам Valiant, главную роль в первом ее фильме, картине «Бладшот», будет играть Вин Дизель. Fox продолжает развивать «Людей Икс», а Sony – мир героев и злодеев «Человека-паука». Подтягиваются и другие конкуренты, так, Universal работает над собственной «Киновселенной монстров». Даже знаменитые трешеделы из Asylum взялись строить собственную вселенную «Мстителей Гримм».

Почему именно кинокомиксы?

Главный вопрос этой статьи – почему именно супергерои задают моду и стиль построения киновселенных? Marvel взялась за этот проект потому, что супергеройскую вселенную создать легче легкого. В центре сольных фильмов всегда сильный герой, сражающийся с могущественным врагом. Враги становятся все сильнее, самых крутых монстров или огромные армии врагов в одиночку одолеть не получается – так формируются команды. Причем геройские «сольники» можно делать в различных жанрах. Фильмы о Капитане Америка и Человеке-муравье – шпионские триллеры, о Торе и Докторе Стрэндже – фэнтези, о Железном человеке и Человеке-пауке – типичное супергеройское кино. Не важно, можно экспериментировать, потому что итогом очередной фазы развития все равно будет масштабный командный фильм, и это всегда яркий научно-фантастический блокбастер. Такое с супергероями можно проворачивать бесконечно, потому что они изначально и создавались именно для такой схемы. Они могут сражаться друг с другом, ссориться и мириться, умирать и оживать, уходить на покой – в рамках вселенной можно рассказывать сотни историй. И это совсем не плохо.

Плохо то, что теперь все фильмы в подобном стиле будут ассоциироваться с кинокомиксами, как у зрителей, так и у кинематографистов. Universal мастерит свою собственную команду из киномонстров: Человека-волка, Франкенштейна, Человека-невидимки, Мумии и Чудовища из Черной лагуны. Несмотря на то, что с комиксами эта вселенная вообще никак не связана, создаваться она будет по марвеловским рецептам: череда сольников и затем общий командный фильм. В ту же степь двинулись и российские «Защитники», и российская же не рожденная пока киновселенная, основанная на романах Александра Беляева (с Человеком-амфибией, профессором Доуэлем и т. п.). Да даже если вы сделаете череду сольников о героях из сказок братьев Гримм и потом объедините бойцов-персонажей против общей угрозы («Мстители Гримм») или если задумаете киновселенную по мотивам, к примеру, древнегреческих мифов – у вас все равно получится супергероика. Просто потому, что схема «череда сольников и командный фильм» уже прочно ассоциируется с комиксами и у тех, кто смотрит фильмы, и, самое главное, у тех, кто их делает. Тем более что в комиксах отряды необычных супергероев не в новинку, взять хотя бы Лигу выдающихся джентльменов или Хранителей.

С фильмами по играм ситуация точно такая же. Захотите вы делать фильм по Mortal Kombat или Devil May Cry, по Resident Evil или по Assassin’s Creed по такой же схеме: «череда сольников и затем общий командный фильм» – у вас в итоге получится кинокомикс. Лично для вас это не будет иметь значения – заработали свои деньги, и ладно; каким получился ваш фильм, кинокомикс это или «кино-игра», вам вообще важно. Но для игровой индустрии значение это имеет огромное.

Кинокомиксы ассоциируются с супергероями. Фильмы дали мощнейший толчок к развитию бумажных комиксов во всем мире, вдохнули очередную новую жизнь в это направление искусства. Можно ли сделать то же самое с играми? Можно ли изобрести собственную киновселенную, которая будет у зрителей и кинематографистов ассоциироваться исключительно с играми, с конкретным игровым жанром, вселенную, которую при всем желании никак не получится отнести к супергероике? Но которая при этом будет работать по той же самой схеме «связей между фильмами», схеме создания единого киномира, благодаря которой кинокомиксы зарабатывают большие деньги? Вот это вопрос тоже очень интересный.

Альтернативные пути развития

Строго говоря, далеко не все кинематографисты идут сегодня по дороге, проложенной Marvel. Находятся и те, кто пытается делать собственные киновселенные, работая с доставшимся им материалом. Получаются в итоге киновселенные, совершенно не похожие на миры Marvel и DC.

Наиболее удачный пример – хоррор-вселенная «Заклятия» Джеймса Вана. Родившаяся в 2013 году, вселенная «Заклятия» уже насчитывает два фильма основной серии и два отдельных «сольника», повествующих о кукле Аннабель. Плюс в планах у Джеймса Вана и его коллег-киношников еще есть сольные фильмы о Монахине и Горбуне, которые затем также могут вырасти в киносерии. Уже запланированное «Заклятье 3» наверняка введет новых привидений, которым тоже могут понадобиться сольные фильмы.

В киновселенной «Заклятия» формула Marvel вывернута наизнанку, но это и не удивительно: в жанре ужасов традиционно больше любят злодеев, а не героев. В качестве основной линейки идут фильмы о чете Уорренов – та самая киносерия «Заклятие», в которой и представляют киношных монстров, а борются с ними здесь обычные люди, и в то же время – профессиональные охотники на привидений. Затем уже наиболее удачные злобные потусторонние существа получают сольники – так на свет и появляются «Горбун», «Проклятие монахини» и «Проклятие Аннабель».

Успешность киновселенной «Заклятие» доказывает уже то, что четыре ее первых фильма с общим бюджетом в $100 млн. смогли собрать по миру аж $1 млрд.! И это притом, что все фильмы этой вселенной – заправские хорроры, способные хорошенько напугать зрителя. Пожалуй, у Marvel Джеймс Ван позаимствовал только умение снимать фильмы «как блокбастеры» – удивительно, но хорроры вселенной «Заклятия» и правда смотрятся довольно дорого. Бюджеты у них относительно копеечные, но сразу видно, что каждый цент тратится с пользой. Минус киновселенной – пока ее фильмы не имеют такой сильной связи друг с другом, как кинокартины Marvel. Создается ощущение, что единого плана развития у создателей этой вселенной нет. Мол, имеются общие монстры – и хорошо. А более сильные связи и события, отражающиеся на сюжетах сразу нескольких фильмов, наверняка усилили бы позиции «Заклятия» в мире кинематографа и принесли бы киновселенной множество новых поклонников.

И еще одно – хоррор-миру очень не хватает сильного конкурента, которых сейчас полно у Marvel. А ведь поле киношных монстров из «потусторонних» слэшеров практически непаханое, можно делать самые настоящие хорроры с харизматичными персонажами, ничем не уступающими Чаки и Кожаному Лицу, Фредди Крюгеру и Джейсону Вурхизу, Майклу Майерсу и Пинхеду. Можно делать стандартные хорроры, можно сталкивать монстров друг с другом (как это сделали в «Фредди против Джейсона»), создавать крутых истребителей нечисти и целые тайные организации линчевателей, противостоящие потусторонним маньякам. Да можно сделать хоть свой собственный Отряд самоубийц – только с настоящими, а не плюшевыми психопатами на центральных ролях. Аудитория хорроров уже давно созрела для собственных киновселенных, но пока в этом направлении работает один Джеймс Ван (супергеройская «Мумия» от Universal не в счет, в ней хоррора слишком мало). Минус здесь в том, что права на известных киномонстров никто не отдаст, а значит, придется идти по стопам Джеймса Вана и строить свою киновселенную с нуля, и марвеловской фанбазы на начальном этапе точно не будет. Плюс в том, что производство хорроров вообще дело недорогое, и найти деньги на создание хотя бы фильмов первой фазы киновселенной вполне можно. При правильном подходе успех обеспечен, триумф тех же Dead by Daylight и Friday 13th в игровом мире доказывает, что интерес к «маньячным хоррорам» никуда не делся.

В мире «чистой» научной фантастики тоже есть свои киновселенные, правда, назвать их таковыми можно с большой натяжкой. Вселенная «Звездных войн» существует еще с 70-х годов, но полноценный киномир выстраивают только сейчас, и с переменным успехом. По сути, все, что сейчас есть у Star Wars – это основная линейка фильмов и куча приквелов, но параллельных историй и глобальных событий, аналогичных Marvel, даже не намечается. Такой подход тоже имеет право на жизнь, но это не столько киновселенная, сколько стандартная конструкция киносерии с различными приквелами и спин-оффами.

Как и «Заклятию», «Звездным войнам» для развития не хватает сильного конкурента – не считать же таковым низкобюджетную научно-фантастическую вселенную «Кловерфилд»! У этого «киномира» вообще нет никакого общего плана развития, а фильмы в эту вселенную добавляются уже в самый последний момент, когда съемки практически завершены. Киновселенная строится на интригах и загадках, на тайнах и недомолвках – и больше тут нет вообще ничего.

Тем временем Legendary мастерит свою киновселенную о гигантских монстрах. Что из этого получится – пока не ясно, но очевидно, что нас ожидает множество фильмов о кайдзю (Годзилла, Кинг Конг и Мотра уже в комплекте), сражающихся друг с другом и уничтожающих массы презренных людишек. Уже вышли два фильма, и, ориентируясь на них, можно утверждать, что связующим звеном ленты будет корпорация «Монарх», занимающаяся отловом и изучением гигантских монстров. Масштабность, разрушение городов и битвы огромных существ гарантированы, да и с конкурентом скоро будет все в порядке: японцы из Toho уже готовят свою собственную киновселенную Годзиллы.

Игровая киновселенная

Если же говорить о фильмах гипотетического жанра «кино-игра» (по аналогии с кинокомикс), то ни один из выбранных вариантов киновселенной для него не подходит. Игровым вселенным для развития нужно что-то, что будет ассоциироваться именно с играми или с конкретным игровым жанром, и при этом сможет предложить множество ярких героев для сольников. Чтобы каждый, кто видел эти фильмы, мог сказать: «Вот это кино-игра», – даже если такой фильм и не основан на какой-то игре.

Самый подходящий вариант для этого – игры жанра файтинг. Разумеется, для кинофайтинга подойдет далеко не любая игровая серия, но это и не важно, ведь кинокомиксы тоже далеко не все рассказывают о супергероях. Важнее то, что на основе большинства файтингов можно соорудить полноценные киновселенные, которые при этом будут работать в прокате не хуже, чем кинокомиксы, но будут от них сильно отличаться. И, в отличие от тех же хорроров вселенной «Заклятия», у файтингов уже есть хорошая фанбаза.

В качестве примера приведем Mortal Kombat, где можно снять множество отличных историй с акцентом на боевые искусства. Только представьте себе сольник Сони Блэйд, в котором она ведет охоту на «Черных Драконов» в большом городе; сольник Лю Кэнга, в котором он противостоит убийцам из Внешнего мира. Или сольную ленту Джонни Кейджа – к примеру, столкновение его с мафией из клана «Красных Драконов», захотевшей подмять под себя кинобизнес. Или героическую историю о войне кланов Скорпиона и Саб-Зиро. Различные мостики между фильмами, лорд Рейден как одно из связующих звеньев. И затем – общий командный фильм, в котором действие разворачивается на турнире «Смертельная битва»! Нечто подобное легко можно снять и по Street Fighter, и по Tekken.

Как видим, для киновселенной файтинги подходят идеально. И историй может быть множество. Недавний сериал «Кобра Кай» прекрасно показал, что даже сюжет о становлении плохих парней можно подать очень занимательно и интересно, не выходя при этом за тематику боевых искусств. И турниры как командные фильмы можно делать совершенно разными: сюжет о столкновении бойцов на ринге ничем не хуже сюжета про столкновение команды героев с большой угрозой.

А затем, если бы фильмы-файтинги вернули моду на «кино-игры», легко можно было бы создавать множество успешных картин по другим игровым сериям. Кстати, одна попытка уже была – речь о фильме «Уличный боец» 2009 года, который задумывался как сольник Чун Ли и который, к сожалению, был очень плох и провалился в прокате, так что запланированного сольного фильма о каратистах Кене и Рю мы так и не увидели…

Нравится нам это или нет, но мы живем в эпоху киновселенных. Очень хотелось бы, чтобы игровой мир также не оставался от этого замечательного явления в стороне.

Samael

Аналитика
№218