Жaнр: action-adventure.
Рaзрaбoтчик: Metropolis.
Издaтeль: TopWare.
Плaтфoрмa: PC.
Пoклoнники RPG, дa и вooбщe кoмпьютeрныx игр сeгoдня знaют вселенную The Witcher как трилогию отличных ролевых игр и еще пару игровых спин-оффов для различных платформ. Но в первую очередь The Witcher ассоциируется с очень хорошей, продуманной и качественной RPG. Однако далеко не все сегодня знают, что еще в конце 90-х игры о Ведьмаке планировались совершенно другими. Если бы проект The Witcher-97 был доведен до конца, то, возможно, вселенная Ведьмака сегодня бы развивалась в совершенно другом направлении.
Польский след
К самой первой игре The Witcher студия CD Projekt RED не имела абсолютно никакого отношения, хотя этот проект также разрабатывался в Польше. За создание игры отвечали люди, которые и сейчас далеко не последние в игровой индустрии. Так, курировал первую The Witcher Адриан Хмеляж, сегодня он известен многим как основатель студии People Can Fly (создавшей шутеры Bulletstorm и Painkiller). В конце 90-х People Can Fly еще не существовало, и Адриан трудился в студии Metropolis, основанной им вместе с его школьным другом. В то время книги о Ведьмаке уже были очень популярны в Польше, и, естественно, они также нравились и Адриану. Более того, Хмеляж даже был знаком лично с паном Сапковским: они виделись на одной из научных конференций.
Собственно, после этой встречи у Хмеляжа и появилась идея сделать игру о Ведьмаке. Далее все было просто: Адриан написал Сапковскому письмо с просьбой разрешить ему сделать компьютерную игру The Witcher, и Сапковский легко согласился. Кстати, тогда и родилось именно английское название The Witcher, аналогичное польскому Wiedzmin. У Адриана Хмеляжа хранятся письма, подтверждающие, что название, которое позже популяризовала CD Projekt RED, придумал именно он. Далее Сапковский получил деньги за использование его персонажа и самоустранился от процесса разработки игры. Хмеляж полагает, что Анджею было просто наплевать на игрового Ведьмака. Деньги, весьма хорошие для Польши конца 90-х, он уже поучил, а в то, что игра будет пользоваться успехом, Сапковский, видимо, не очень верил. И, наверное, Анджей единственный, кто не остался в накладе – как-никак, ему в любом случае заплатили, а The Witcher 90-х так и не появилась на свет.
Приключенческий «Ведьмак»
Следует сразу сказать, тот The Witcher, разработкой которого занималась студия Metropolis, не являлся ролевой игрой, это была скорее action-adventure с видом от третьего лица. Однако некоторые ролевые элементы присутствовали. У Ведьмака имелись способности, которые можно было прокачивать – на это тратились очки опыта. Несмотря на то, что сюжет был линейным, время от времени встречались развилки, на которых игроки могли делать выбор.
Адриан Хмеляж описывает свою игру как приключенческий боевик, ориентированный на взрослую аудиторию. Вдохновленные первоисточником, разработчики мастерили мрачную игру, украшенную интересным и довольно кровавым сюжетом, психологически сложными героями и тяжелыми моральными выборами. Как ожидалось, атмосфера нового игрового «Ведьмака» будет идеально соответствовать миру книг Анджея Сапковского.
Очень большое внимание Metropolis придавала графике, которая могла похвалиться динамическим трехмерным окружением. Картинка на то время была действительно впечатляющая. Разработка продвигалась достаточно быстро, у студии уже даже был рабочий прототип первой главы (к сожалению, сейчас эти материалы уже безвозвратно утеряны – диск с ними попросту не читается).
Еще то, что может быть важно для фанатов Ведьмака: если бы студия превратила The Witcher в серию, она намеревалась следовать сюжету Анджея Сапковского, практически ничего не добавляя от себя. Хорошо это или плохо – тут уж пусть сами читатели решат. Факт, что CD Projekt RED все-таки сделала в этом мире свои собственные сюжеты, не основанные на книгах.
Крах The Witcher-97
Все шло прекрасно, но почему «Ведьмак» образца 97-го года так и не увидел свет? Здесь могут быть разные причины. Наиболее вероятная – Metropolis просто не смогла справиться с поставленной перед ней задачей. До «Ведьмака» студия занималась квестами, в Польше были популярны их игры Teenagent и The Mystery of the Statuette. При этом уже когда студия взялась за The Witcher, у нее в разработке находились три других проекта: beat’em up Human Blood, экшен Catharsis и тактическая RPG «Горький-17». Вдобавок коллектив Metropolis насчитывал всего 15 человек. Только если бы студия сосредоточила все силы на одной The Witcher, у игры мог быть шанс.
Причем проект действительно был перспективный и уже даже нашел издателя: «Ведьмаком» заинтересовалась компания TopWare. Издательство приступило к «подготовке почвы», распространяя среди польских СМИ информацию о проекте и скриншоты из The Witcher. Но в итоге в разработке постоянно возникали технические проблемы, а кроме того Metropolis фатально не укладывалась в сроки, потому TopWare вскоре начала сомневаться, что игра вообще может увидеть свет. Да и сама Metropolis усомнилась в выбранном курсе. Возможно, будет успех в Польше, но как игроки других стран отнесутся к игре с сеттингом польского фэнтези? Неизвестность пугала разработчиков.
Примерно на год разработка игры полностью заглохла. За это время Metropolis смогла закончить другой свой амбициозный проект – RPG «Горький-17». После чего The Witcher была «воскрешена», и тогда же был полностью закончен прототип первой главы. Впрочем, «воскрешение» игры все равно долго не продлилось. Студия Metropolis мешкала, раскачивалась, перестраиваясь к новой работе – на это в итоге ушло целых девять месяцев! К тому времени стало очевидно, что разработчики не горят желанием заниматься The Witcher. Сам Адриан Хмеляж в 1999 году ушел из студии.
Интересный факт: официально The Witcher-97 не была отменена. Потому студия Metropolis вполне могла бы задрать цену на бренд, когда CD Projekt RED решили заняться этой игрой, либо могла и вовсе отказать им. Но ничего подобного студия делать не собиралась. Пусть сама Metropolis не смогла справиться с этой задачей, она хотела, чтобы игра The Witcher появилась на свет, даже от другой студии.
Анджей признается, что ему сложнее было смириться с тем, что CD Projekt RED отобрала у его студии People Can Fly звание ведущего разработчика Польши. Но сейчас это в любом случае дело прошлого. В настоящее время Хмеляж возглавляет коллектив The Astronauts, который сделал игру The Vanishing of Ethan Carter и сейчас работает над игрой Witchfire.
Samael