Жaнр: action.
Рaзрaбoтчик: 3D Realms.
Издaтeль: Take-Two Interactive.
Плaтфoрмa: PC.
Истoрия рaзрaбoтки чeмпиoнa-дoлгoстрoя Duke Nukem Forever дaвнo стaлa чeм-тo врoдe гeймeрскoй легенды. Многие ветераны-геймеры, убивавшие монстров еще в конце 90-х, прекрасно помнят долгое ожидание релиза этой игры, постоянные новости о переносе, о конфликтах издателей и разработчиков, и т. д., и т. п. Шутка ли, анонсировали эту игру еще тогда, когда «Виртуальных радостей» не существовало! Мы пристально следили, как Duke Nukem Forever постепенно превращается в геймерский миф, и многие всерьез думали, что игра так и не выйдет в свет. Они были неправы: пускай ушло 14 лет разработки, но Duke Nukem Forever все-таки вышел – и практически всех разочаровал. История завершилась, но интересно то, что игра все же могла быть совсем другой: студия несколько раз отказывалась от практически готовых наработок. Каким же мог стать Duke Nukem Forever – об этом читайте ниже.
Duke Nukem Forever конца 90-х
Началу разработки Duke Nukem Forever предшествовал крупный успех: в 1996 году на игровой рынок ворвалась игра Duke Nukem 3D, установившая новый стандарт в жанре шутеров от первого лица. Именно Duke Nukem 3D принесла Дюку миллионы фанатов. И именно она заставила этих фанатов буквально бредить сиквелом, который уже в апреле 1997 года был анонсирован официально. Duke Nukem Forever получил приблизительную дату выхода – до Рождества 1998 года. И уже тогда разработчики столкнулись с основной проблемой, которая и погубила первые версии Duke Nukem Forever: технологии улучшались чересчур быстро.
Движок Build, на котором был создан Duke Nukem 3D, в 1996 году выдавал картинку великолепного качества. Наверное, на тот момент у игры вообще была самая лучшая графика на рынке. Но уже через год этот движок воспринимался как устаревший. Осознавая, что необходим апгрейд, 3D Realms лицензировала движок Quake II – как впоследствии признавались разработчики, за него был отдан «вагон денег». Официальный релиз движка состоялся в декабре 1997 года – и студия тут же в бешеном темпе приступила к созданию уровней, монстров и разнообразного вооружения для главного героя.
Уже в мае 1998 года состоялась официальная презентация Duke Nukem Forever, прошла она на выставке Е3. Действие игры происходило в Лас-Вегасе, а Дюк имел собственный стрип-клуб. На его клуб начинают атаку злобные инопланетяне, с которыми, разумеется, опять приходится воевать мистеру Нюкему. На Е3 был показан очень эффектный трейлер игры. Под тяжелую роковую музыку мы видели взрывающиеся в небе самолеты, наблюдали за погоней на ночном шоссе глазами Дюка, отстреливающего преследователей; видели перестрелку из открытого вагона поезда, знакомились с напарницей Дюка – высокой белокурой девушкой. Сегодня это трехминутное видео смотрится очень бедно и некрасиво, но в те времена оно было воспринято с настоящим восторгом. По качеству картинки игра напоминала другие FPS тех времен, такие как Half-Life и Soldier of Fortune. Много погонь, много стрельбы, много взрывов и саркастичный главный герой – такой Duke Nukem Forever предстала на Е3 1998 года.
Возможно, выйди игра в запланированное время, она стала бы не меньшим хитом, чем Duke Nukem 3D. Однако сами разработчики старались делать все как можно лучше. И уже после презентации они обратили внимание на новый движок – Unreal от Epic MegaGames. Движок позволял создавать еще более красивую картинку; кроме того, он отлично подходил для отображения больших открытых пространств – а разработчикам это было нужно для пустыни вокруг Лас-Вегаса. И все же смена движка была очень рискованным предприятием. Пришлось бы заново переделывать весь уже созданный материал – а это колоссальные затраты денег и времени. Тем не менее, разработчики все-таки решились на это – и вбили тем самым первый гвоздь в крышку гроба отличной по своей задумке игры Duke Nukem Forever.
Duke Nukem Forever начала нулевых
Переход на движок Unreal стал полной перезагрузкой всего проекта. На Е3 2001 года был представлен новый трейлер, который снова вселил в сердца фанатов надежду на великолепную игру. Погони и перестрелки никуда не делись, но то, что картинка стала в разы лучше, было видно невооруженным глазом. Ролик радовал атмосферой – создавалось ощущение, что инопланетяне буквально повсюду, что идет настоящая мировая война, в которой люди терпят поражение. И в центре всего – снова Дюк Нюкем, раскатывающий на мотоцикле и увлеченно отстреливающий пришельцев.
Уже по трейлерам заметно, что игра была задумана как гораздо более мрачное и серьезное приключение, чем тот проект, который вышел в итоге. Студия полностью отказалась от наработок 1997 года и планировала игру с «наполовину открытым» миром, которая частично должна была напоминать RPG. Игроки сами могли выбирать, какую из миссий проходить, и при этом даже не нужно было заглядывать в меню. Был инвентарь, были миссии по поиску и спасению NPC, было и решение всевозможных головоломок.
Особое внимание разработчики уделяли атмосфере. Действие многих миссий происходило ночью, постоянно лил дождь. Небо расцвечивали яркие всполохи молний, вдали слышался неясный шум, крики. Ожидался очень кинематографичный проект.
Миссии были достаточно большими – еще не открытый мир, но уже весьма просторные уровни. Бегать по ним пешком из конца в конец было не обязательно, Дюк всегда мог проехать часть дороги на мотоцикле. Лас-Вегас был представлен различными большими районами, скопированными с реальности, а также была возможность заглянуть в метро.
В общей сложности для Duke Nukem Forever 2001 года было запланировано 25 одиночных уровней и 12 мультиплеерных карт. Большая часть этих локаций уже была готова. Также было известно, что на прохождение одиночного режима уйдет примерно 14–16 часов – весьма приличный показатель для шутера. При этом, несмотря на всю мрачность, в игре также нашлось бы место фирменному безумию, которым славились игры о Дюке Нюкеме.
К началу 2002 года разработка Duke Nukem Forever была завершена на 90%. Катастрофа грянула именно в 2002 году, когда студия использовала новый рендер, из-за которого все игровые локации вдруг сделались черными. Уровни пришлось создавать заново. При этом уровни на движке Unreal Engine изначально делались с использованием статического освещения. Словом, из-за нового рендера весь проект полностью развалился.
В итоге студия решила отказаться от всех предыдущих наработок точно так же, как уже раз поступила при переходе с движка Quake II на Unreal Engine. Так началась история того Duke Nukem Forever, который и увидел свет в 2011 году, уже за авторством Gearbox Software. Однако это совершенно другая история, и вы ее наверняка прекрасно знаете.
Версия Duke Nukem Forever 2001 года по-прежнему хранится у 3D Realms. Студия даже была бы не против доделать и выпустить ее, однако это вряд ли случится когда-нибудь из-за проблем с лицензией.
Что ждет сам бренд – пока не ясно. В работе фильм «Дюк Нюкем», в котором, как стало известно недавно, главную роль исполнит Джон Сина. Если картина получится хорошей и завоюет сердца миллионов поклонников, то и за новой игрой тоже дело наверняка не станет.
AlexS