Постапокалипсис в космосе (Silent Running) | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Кaк мы ужe oтмeчaли рaньшe, в 70-e годы жанр постапокалипсиса только-только набирал популярность. Это хорошо тем, что в то время отсутствовали вообще какие бы то ни было жанровые клише и штампы. Заезженные сегодня пустыни, байкерские банды, разукрашенные фрики – все это было и тогда, в некоторых фильмах, но воспринималось как новые находки. Сценаристы и режиссеры в 70-х находились в творческом поиске, и потому практически каждый постапокалиптический фильм обладал своим собственным «лицом», отличающим его от других жанровых картин.

Один из вариантов нестандартного постапокалипсиса предлагает кинокартина «Молчаливое бегство» (1972). В достаточно отдаленном будущем на Земле была уничтожена вся растительная жизнь. Немногие последние образцы растений сохранились в громадных геодезических куполах, установленных на космических кораблях, которые расположились на орбите Сатурна. Одним из таких кораблей является Valley Forge, обслуживаемый четырьмя членами экипажа, среди них и Фримен Лоуэлл, роль которого исполняет актер Брюс Дерн. В отличие от своих товарищей по команде, Лоуэлл много времени посвящает уходу за растениями, сохранению их жизни. Он отчетливо понимает, что эти растения – последнее, что осталось из растительной жизни нашей планеты, и со временем выясняется, что ради них он готов пойти даже на убийство. Когда от командования флота приходит приказ уничтожить геодезические купола вместе со всей растительной жизнью, Фримен поднимает бунт. Он убивает товарищей по команде, а затем инсценирует гибель корабля, направляя его вместе с уцелевшим лесным куполом к Сатурну.

Это только завязка, весь дальнейший сюжет фильма посвящен одинокому путешествию главного героя сквозь глубины космоса. Он играет в покер со своими помощниками-дронами, постоянно ухаживает за лесом и даже обучает ухаживать за ним дронов. Но постепенно ухаживать за растениями становится все сложнее, а еще Фримену очень не хватает общества настоящих, живых людей…

В свое время «Молчаливое бегство» прошло практически незамеченным зрителями, но сегодня это культовый фильм, один из самых ранних образцов космической фантастики с сильными элементами постапокалипсиса (как дань уважения отсылку к «Молчаливому бегству» даже вставили в недавний киберпанковский экшен «Первому игроку приготовиться»). Нельзя спорить с тем, что фильм получился скучноватым – по сути, вся вторая половина картины представляет собой театр одного актера, с самым минимумом действия. Вместе с тем, Дуглас Трамбалл, ранее работавший над спецэффектами «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, сумел впечатляюще отобразить приборы и внутреннее убранство космического корабля будущего, интересными и даже трогательными получились трое дронов – Хьюи, Дьюи и Луи, названные Фрименом так в честь утят из «Утиных историй». Брюс Дерн, на котором держится вся картина, играет очень правдоподобно, реалистично показывая отчаяние человека, который остался совсем один в космической пустоте, и которому не дает сойти с ума только его главная миссия – уход за последним земным лесом.

«Молчаливое бегство» — неспешный, но очень глубокий фильм, затрагивающий проблему истребления человеком природы. Картина из тех, что ставят серьезные вопросы, при этом не предоставляя никаких ответов. Но фильм заставляет зрителя думать – а значит, его создатели добились тех целей, ради которых снимали эту картину.