Eсли уж рeчь зaxoдит o пoстaпoкaлипсисe 70-x, то просто преступлением было бы игнорировать ленту «Парень и его пес» — настоящую классику постапокалипсиса. Снятая по одноименному рассказу Харлана Эллисона, кинокартина в 1975-м году наделала очень много шума. Прежде всего, тем, что это, наверное, был один из самых первых фильмов, откровенно демонстрирующих всю жестокость постапокалиптического общества.
«Парень и его пес» — постапокалиптическая притча о жестокой жизни в 2024 году. Человечество уже пережило Четвертую мировую войну, которая продолжалась всего пять дней. Остатки людей на территории США ведут очень жалкую жизнь. Остатки цивилизации сохранились только в подземных городах, жители которых раскрашивают себе лица, подобно клоунам и живут в стиле 50-х годов XX века. Наверху царит полная анархия, многочисленные банды и одиночки орудуют на пустынных землях, увлеченно истребляя друг друга. И одной из величайших ценностей в этом мире являются женщины. Главные герои – парень Вик и его пес Блад, которые умеют общаться друг с другом благодаря телепатической связи. Блад находит для Вика женщин и предупреждает его о возможной опасности благодаря своему острому нюху, Вик же добывает пищу для обоих. Однажды Вик встречает Куиллу, жительницу подземного города Топика – и эта встреча приносит парню и его псу кучу проблем…
Выше мы писали, что «Смертельный спорт» был предком «Безумного Макса». Однако мы уверены, что Джордж Миллер, режиссер «Безумного Макса», не мог видеть «Смертельный спорт» когда работал над своим фильмом, просто потому, что разница между датами выхода обеих картин составляет всего около года. Но вот в том, что Миллер смотрел «Парня и его пса» — в этом можно не сомневаться, как наверняка его видел и Роджер Корман еще до съемок «Смертельного спорта». Влияние картины на жанр невероятно велико, по сути, благодаря «Парню и его псу» на свет и появился тот постапокалипсис, который мы сейчас знаем – с бандами отморозков на пустынных землях, с различными фриками и с харизматичными героями, не боящимися ни бога, ни черта. «Парень и его пес» стал источником вдохновения для создателей мира Fallout, вселенной Rage, и множества самых разных постапокалиптических картин 80-х и 90-х, от «Водного мира» и до «Дороги». В целом, этот фильм практически создал сам жанр постапокалипсиса.
Сама лента смотрится увлекательно даже сегодня. Во-первых, главную роль исполняет совсем молодой и еще малоизвестный, но очень талантливый актер Дон Джонсон. Во-вторых, в фильме много достаточно жесткого экшена, стрельбы и коротких, но яростных рукопашных схваток (скорее просто избиения одним героем других), из-за чего смотрится кино динамично. В-третьих, сам мир одновременно правдивый и сюрреалистичный. С одной стороны, жесткий расчет подземных жителей и принцип «каждый сам за себя», главенствующий на поверхности. С другой – размалеванные лица под землей и коллективные сеансы кинопросмотра наверху – одно из немногих развлечений, еще остающихся в этом гиблом мире. Человекоподобные роботы, псы с телепатическими талантами, таинственные монстры-крикуны. И финал, очень жесткий, но в то же время и очень правдивый.
Да, у фильма есть свои недостатки, и можно понять Харлана Эллисона, которому картина очень не понравилась. Отсутствие в 70-х хороших спецэффектов не позволило воплотить на экране Крикунов, а «бойцовая машина» жителей подземного города была заменена на киборга с человеческой внешностью. Эллисон, создатель оригинала, безусловно, имел право на недовольство. Но если расценивать «Парня и его пса» как самостоятельное произведение, то оно безупречно.
Звание классики этот фильм носит совершенно оправданно. Обязательно к просмотру всем, кто хочет знать, что такое эталонный постапокалипсис.