Aд кoрпoрaции
Жaнр: приключeниe с элeмeнтaми xoррoрa.
Рaзрaбoтчик: Baroque Decay.
Издaтeль: Another Indie.
Плaтфoрмы: PC, Mac, Linux.
Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win XP 64, Core 2 Duo, 2 ГБ OЗУ, Intel HD 3000, 2 ГБ нa жестком диске.
Рекомендуемые: Win 7 64, Core i3, 4 ГБ ОЗУ, видеокарта с поддержкой OpenGL2.
Возрастной рейтинг: 17+
В годы Перестройки один из активных ее деятелей запустил в оборот такую характеристику советской плановой экономики, как АКС — административно-командная система, — в противоположность мнимо свободному рынку экономики западной. В действительности, конечно, это был обман: своя АКС, в том или ином виде, присутствует во всякой экономике — и, как показывает жизнь, в частных мегакорпорациях АКС может быть негибкой и склонной к самым идиотским решениям не меньше, чем на крупных госпредприятиях. Об этом всем своим сатирическим (достойным даже и Свифта!) содержанием нам и рассказывает адвенчура Yuppie Psycho — подавая его в обертке «страшной» офисной легенды, вокруг разгадки тайны которой местный сюжет и крутится.
Начинается же история с того, что молодой человек Брайан Пастернак получает шанс — письмо с приглашением пройти собеседование в корпорации Синтракорп. Действие происходит в неназванном антиутопическом мире, технологически очень похожим на наш, каким тот был пару десятилетий назад: смартфонов в игре не наблюдается, зато в ходу видеокассеты. Прибыв поездом на место назначения и пройдя в холл десятиэтажного здания, наш герой в судорожных попытках не растеряться заводит разговоры с местными старожилами. Непринужденные, как ему хотелось бы надеяться, и моментом соскальзывающие в выяснения «а с какого ты этажа» – ведь номер этажа лучше всего остального скажет за вас о вашем статусе. Так благородное дело осмеяния утрированных тенденций современности не откладывается в долгий ящик, а лихо опережает наше понимание, что делать и куда идти, и что вообще хотя бы примерно ожидает нас в игре, кроме таких вот отменно прописанных диалогов.
В конце концов, заняв свое законное рабочее место (и сразу на 5-м этаже) и «мило» поболтав со своим вынужденным коллегой Хьюго, Брайан отправляется по первому своему поручению в один из офисов на этом же этаже. Где и становится свидетелем событий, скажем так, мистических, жутких и не поддающихся рациональному истолкованию. В общем, ему приходится буквально делать ноги, чтобы остаться в живых, в ходе чего игра и сама геймплейно раскрывается по-новому. Жанровый микс, впрочем, ей очень даже к лицу, что и отметим, забегая несколько вперед: нас ждут и головоломки, и стелс, и исследование локаций в духе адвенчур, и квестовые моменты, и испытания боссами (в смысле игровом, а хотя и офисном тоже). Все-таки на переднем плане остается приключение и сумасшедший сюжет, к чему и вернемся.
Итак, испуганный Пастернак спасается бегством в свой офис, где его уже ждет Хьюго: дает ему карточку доступа к компьютерной системе, войдя в которую, наш герой узнаёт, зачем он на самом деле был нанят Синтракорпом. В здании корпорации обитает некая Ведьма, и он должен стать тем Охотником (под личиной рядового сотрудника), что отыщет ее и ликвидирует. С этого момента и начинается путешествие Брайана по многочисленным этажам здания могущественной организации, хранящего свою мрачную (и семейную, как выяснится ближе к концу) тайну. В этих поисках ему не просто помогает, но даже и направляет Синтра — программа с аватарой девушки-андроида, как может подуматься изначально, хотя все, конечно, куда как сложнее.
Вообще сочетание высоких технологий и натуральной мистики является одной из главных фишек Yuppie Psycho, от чего сила заложенной разработчиками в нарратив сатиры только возрастает. На этажах соседствуют гигантский паук, охраняющий колдовской гримуар, и ожившая ДОК-станция (большой чип на ножках), обращающая работников в зомби. Мастерская местного сисадмина во всем своем беспорядке и со всеми своими полезными штучками по случаю – и кладбище (здание типа пентхаус, да) с блуждающими по нему агрессивными огоньками. Видеоклуб для фриков и выставка дьявольского (буквально) искусства, причем открытые только для своих, членов соответствующего тайного общества.
Уже говорилось, что на пути к конечной цели Пастернак будет заниматься делами самыми разнообразными. Скажем, чтобы получить доступ в библиотеку, ему придется заполнить формуляр книги. В поисках же данных для этого ему нужно будет разрешить несколько логических задачек: вычислить местоположение стеллажа по увиденным на стенах символам, затем найти еще стеллаж по рисунку, будто из теста IQ, и так далее. В самой же библиотеке, чтобы открыть особое хранилище, предстоит расставить тележки у книжных полок в соответствии с цифрами на картине с совой, которая висит на входе в хранилище. По завершении же миссии геймплей резко меняется: теперь нам нужно победить босса-паука, откладывающего яйца в виде мин. А поскольку «белый воротничок» Брайан абсолютно беспомощен, просто пользуемся оружием самого же паука, подманивая его к уже отложенным им минам. Главное – самому при этом не погибнуть раньше, чем паук.
В принципе, вся игра построена на таких вот геймплейных переключениях. Еще пример. На вечеринке, устраиваемой в честь Хьюго, мы нудно расставляем тарелки-чашки, помогаем с приготовлением сэндвичей, которые потом тоже раскладываем порционно по тарелкам, вступаем в продолжительный разговор с одной из сотрудниц, с потугами на флирт. А после одной не самой удачной шутки касательно той самой Ведьмы, когда вечеринка уже в самом разгаре, Ведьма же нас и обнаруживает. Появляются ее червеподобные эмиссары, и мы вынуждены помогать компьютерщику чинить лифт, чтобы можно было сбежать, одновременно следя за тем, чтобы посланцы Ведьмы не нанесли нам невосполнимый урон. Светим технику фонариком, иначе он не сможет работать — и периодически, когда нас настигают и начинают «кошмарить», бегаем по столовой, чтобы увести преследователей подальше и так еще выиграть время.
Данный эпизод, между прочим, чуть ли не единственный, который нам не придется переигрывать целиком в случае чего: загрузиться можно непосредственно в момент, когда Ведьма уже нагрянет. А так в качестве точек сохранения служат сканеры, которые сперва нужно заправить картриджами, а затем тратить на каждый сэйв лист особой ведьминой бумаги. Не то чтобы этих листов было мало — находишь их регулярно; но любителям сохраняться на каждом шагу об этой своей привычке забыть определенно придется. А вот о том, чтобы остаться в темноте без света, можно не беспокоиться: пусть фонариком и приходится пользоваться очень часто, батареек к нему (причем вручную менять их не надо) находится более чем достаточно. К тому же не фонариком единым — где-то с середины игры у нас будет и лампа, и светодиодные палочки.
Свое здоровье Пастернак восстанавливает, подкрепляясь типично офисной едой: пицца, лапша быстрого приготовления, кофе, сникерсы, газировка, сэндвичи с сыром. При этом составные блюда еще нужно приготовить в столовой на 1-м этаже: залить лапшу кипятком, засунуть хлеб и сыр в сэндвичницу. Что до кофе, то его Брайан может варить и у себя в офисе, вот только вода может закончиться. Найти же все это добро возможно в самых неожиданных местах, так что не стоит стесняться залезть и в мусорное ведро. Кроме того, учитывая количество невольных жертв Ведьмы на пути Пастернака, содержимое бесхозных портфелей их бывших владельцев, как ни кощунственно, также оказывается неплохим подспорьем.
В общем, мы завершаем тем же, с чего начали. Yuppie Psycho — это по-своему шедевральная сатира на мир тех самых «яппи», гротескная история об изнанке этого мира, о которой обычно не говорят. Одна сцена мотивационного собрания у начальника чего стоит! А прохождение через отдел, где многие уже заработались до состояния зомби и без всякой ДОК-станции, и где даже дышать ядовитым воздухом без особой и не так чтобы дешево полученной способности невозможно! Ну и, конечно, мины, которые так часто мешают нам спокойно исследовать коридоры здания. Знаете, чем их тут нужно обезвреживать? Карандашами! Вот эта канцелярская принадлежность, смею заявить с полной ответственностью, и есть самый большой дефицит в игре!
Радости:
- История, персонажи, искрометные диалоги
- Сатира из разряда «катком проехались»
- Геймплейно игра умело сочетает сразу несколько жанров
Гадости:
- Крайне небрежно исполненная пиксель-стилистика
Оценка: 9,0
Вывод:
Все просто: не стоит проходить мимо Yuppie Psycho, пусть внешний ее вид этому и способствует, и даже может оттолкнуть. Великолепный микс жанров, который — про нашу же с вами жизнь, все больше грозящую замкнуться в стенах офиса со всеми его склоками. Пул «инди года», однозначно.
U$D
adventure
Обзор
№230 Упоминаемые игры и серии: Yuppie Psycho