Обзор World of Warcraft: Battle for Azeroth | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: MMORPG.

Рaзрaбoтчик и издaтeль: Blizzard Entertainment.

Плaтфoрмы: Windows, Mac OS.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Core i5-760 или FX-8100, 4 ГБ OЗУ, GeForce GTX 560 с 2 ГБ или Radeon HD 7850 с 2 ГБ, 70 ГБ нa жeсткoм дискe.

Рeкoмeндуeмыe: Win 10 64, Core i7-4770 или FX-8310, 8 ГБ OЗУ, GeForce GTX 960 с 4 ГБ или Radeon R9   280.

Вoзрaстнoй рeйтинг: 13+.

В кaчeствe вступлeния скaжу, чтo, нa мoй взгляд, рeцeнзeнт инoгдa имeeт прaвo нa лажовый обзор. Во-первых, раз речь об ААА-игре, куда зазывали из каждого пылесоса, то углубляться с первых минут в недра фанатских форумов, чтобы разобрать, что здесь да как, должно быть по меньшей мере не обязательно. Во всяком случае, в отношении самых основных обещанных фич. И, во-вторых, если не написать свой, быть может лажовый обзор, то с удивлением обнаружишь, что в ру-нете почти и нет рецензий, оценивающих Battle for Azeroth каким он по факту оказался, а не как он представлялся до релиза под впечатлением первых демонстраций. Как и в случае с анонсом WoW: Classic, шумиха погасла так же быстро, как и поднялась, а по существу обсудить игру потрудились лишь единицы. Мне кажется, что хотя бы вопросы к «Битве за Азерот» должны прозвучать. А там время рассудит, сдержала ли Blizzard свои обещания.

Зачем Сильвана сожгла дом ночных эльфов?

Завязка нового дополнения густо мажет черной краской одну из фракций – Орду, которая после неприкрытого злодейства своего лидера (уничтожения столицы ночных эльфов) уже не балансирует на грани порядочности, а становится в один ряд с армиями Архимонда (напомню, это главный злодей Warcraft 3, разрушивший прошлую столицу тех самых эльфов). Вообще сожжение Тельдрассила и последующее «освобождение» Лордерона подозрительно смахивает на приведение Азерота в симметрию: Калимдор – Орде, Восточные королевства – Альянсу. Но рассуждая об этом, можно далеко уйти не в тот Барренс.

По существу, вопрос в другом: что понять мотивы героев в который уже раз невозможно, если только вы не постоянный фанат World of Warcraft, если не продлевали подписку из месяца в месяц, дожидаясь развития сюжета Legion. А выпущенные накануне дополнения красивые видео никак предысторию не проясняют. И вот вы уже гуглите «почему Орда хочет всех убить?», а то и «как свергнуть Сильвану?» – вместо того чтобы все необходимое узнать из самой игры. Или миритесь с тем, что вы сильно не в теме.

Зачем Орде воевать с Альянсом?

Ладно, в отношении лора тут много темных пятен, но поставим вопрос проще: как игра стимулирует схватки игроков в открытом мире? В превью вы прочитаете, что больше нет PvP и PvE серверов, что можно по желанию включить режим PvP и получить несколько бонусных талантов и так далее, но все это теряет смысл, едва вы понимаете простую вещь: в Battle for Azeroth Альянс и Орда качаются на разных континентах! Орда играет в Зандаларе, в джунглях троллей, а Альянс – в Кул Тирасе среди пиратов. И если даже орк забредет в вотчину Джайны Праудмур, до максимального 120 уровня ему предложат лишь десяток затравочных квестов. В остальном это не более чем оригинальное самоубийство.

Напомню, как работал PvP в ранних версиях World of Warcraft. Игроков разных фракций помещали в одну зону и давали квесты убивать одинаковых монстров. Которых, конечно, на всех не хватало. Поэтому само собой напрашивалось вначале устранить конкурентов с поляны, благо от кладбища в мир живых путь был неблизкий. Та же история происходила с ресурсами: минералами и травами. Система работала, игроки убивали друг друга, поджидая удобный момент, собирались в группы мстить, стремились подкачаться, чтобы обезопасить себя, а отходя от компьютера – прятались, чтобы не стать легкой добычей. Пусть это не идеал, тем не менее, когда вы читаете где-то, что нам вернули старый добрый PvP-экстрим – просто знайте, что это проплаченный рекламный блеф. Ничего не вернули, ничего вообще не изменилось по сравнению с Legion, если говорить о фактических игровых ощущениях.

Мировой PvP в «Битве за Азерот» – одна из высокоуровневых активностей со всеми условностями оных: это неизбежно однотипные ежедневные задания, где в любом случае нужно в первую очередь терпение, а время измеряется неделями, а не часами. Когда вы спросите себя, продлевать ли подписку еще на месяц, будет странным аргументом за, что вы так и не увидели толком обещанного конфликта фракций. Возмутительно, но факт: без ежедневных заданий вы даже не пройдете первую (доступную) главу основной сюжетной кампании и вообще ничего не узнаете об этой бессмысленной войне. Представляете, нас там просят повысить репутацию! Репутацию!!! После всех слов, какие мы супер-легендарные герои Азерота!

Где шесть союзных рас?

Но если в отношении PvP можно сделать скидку, мол, постепенно война раскачается, новые активности введут, а требования потихоньку упростят – то другие обещанные фичи явно хотелось видеть уже на старте Battle for Azeroth. Начнем с простого: нам обещали целых шесть новых рас (не так чтобы совсем новых, скорее перекрашенных старых), по три за Орду и Альянс. Но оказывается, что сходу эти расы недоступны, и дело стоит не за какой-нибудь вводной цепочкой заданий. Требуется вкачать репутацию до максимума (!) одной из фракций предыдущего (!!) дополнения, выполняя на Расколотых островах ежедневные (!!!) задания. Таким путем вы создадите Озаренного дренея или дворфа Черного Железа через месяц игры, если не возьмете отпуск, то есть в цену контента нужно включить подписку, ваше время и гринд однотипных квестов.

Но ведь новые расы для того и вводятся, чтобы начать прохождение знакомой игры под непривычным углом зрения! Если мне пришло в голову создать нового героя, значит, старый мне надоел. А если я готов к марафону по старым локациям старым героем, зачем мне тогда покупать аддон? Наконец, почему данная тонкость правил оставалась замятой, когда мы читали обещания в различных превью?

Зачем нужен азерит?

Мне категорически не понравилась идея с легендарными артефактами из Legion, как задумкой, так и реализацией. По сути, это уход от непредсказуемости, когда вы не знаете, предмет с каким свойством подбросит вам игра, к спланированному линейному росту, когда вы просто выбираете талант, дающий больше DPS (HPS). Но в Battle for Azeroth та же схема работает еще хуже. Снаружи это замена шила на мыло: вместо оружия с талантами и ресурса «сила артефакта» нам выдают амулет Сердце Азерот, таланты помещены в нагрудник, наплечья и шлем, а накапливать требуется новый ресурс – азерит. Но внутри все не как раньше. Оказывается, в каждой «азеритовой» одежке всего-то по два таланта. Вы их быстро вкачаете, и потом вам останется искать тот же предмет, но уровнем выше, где снова открывать те же самые два таланта. Или не совсем те же, но из очень скромной базы пассивок. Доступные вашему классу пассивки вы быстро запомните, выберите для себя оптимальные, и дальше получится некрасивая картина: азерит приходится накапливать не для того, чтобы открывать новые таланты, а чтобы не терять уже имеющиеся. А если Сердце Азерот накопило больше азерита, чем нужно вашим вещам, то излишек будет попросту не востребован.

Проще говоря, к десятому найденному азеритовому предмету интерес к ним пропадает, и дальше это рутина: открыл – так, всё знакомое – выбрал, забыл.

И еще бесит, что при всех введенных автоподстройках всего на свете я из босса получаю оружие хуже, чем ношу в данный момент. Похоже, вершиной подобной «оптимизации» однажды станет упразднение всех предметов вообще. Напомните, чем была плоха система из Diablo 2?

Новые режимы игры – а есть ли они?

Честно скажу: если бы я не прочитал на официальном сайте про островные экспедиции и фронты, то за месяц игры в Battle for Azeroth так и не узнал бы об их существовании. Только целенаправленный поиск в эту сторону позволил обнаружить данные режимы, снова-таки, далеко за пределами доступного в первые часы игры контента. Оно того стоило? Не уверен.

Экспедиции – это простенькие сценарии на случайно сгенерированных локациях, где нужно добывать азерит из рудных жил и местных монстров, не давая сделать то же самое враждебной фракции. И если вам оно не надоело с первого раза, вы сможете повторить эту же схему еще тысячу раз, потому что ничего в ней не изменится.

Теперь фронты – вот тут другое дело, да? Можно строить здания, нанимать юнитов – всё как в Warcraft 3? Только с маленьким примечанием: этот режим доступен не в любой момент, а только как глобальное событие, когда ваша фракция накопит достаточно ресурсов для наступления. А для этого – да, да! – надо фармить, выполнять ежедневные задания и не забывать продлевать подписку, ведь заветный час может пробить и через месяц, и через год – тут от вас немногое зависит. Да, кстати: фронты – это PvE, то есть играете вы с ботом, кто бы что ни представлял себе об RTS от Blizzard.

Сказать надо и про другое: что Battle for Azeroth, по уже сложившейся традиции, отменяет игровые режимы из прошлых дополнений к World of Warcraft. То есть классовые оплоты больше не нужны, про все их апгрейды забудьте, и если оплоты когда-то худо-бедно подменили наши базы на Дреноре, то теперь та же механика личной гвардии скопирована в издевательски урезанном виде. Потому что ресурсы войны, требуемые для отправки наших подчиненных на миссии, добыть довольно трудно, а награды просто смешные: ну зачем мне 100 золота, когда в карманы без всяких усилий прибывает по 1000 за вечер, и тратить его не на что?

Какой у игры возрастной рейтинг?

Первый раз я напрягся, прочитав, что Сильвана специально убивает побольше людей, чтобы пополнить ряды своей армии зомби. Еще раз: не отмороженный злодей Артас, а Сильвана – вождь одной из играбельных фракций. Потом была миссия, где нужно внедриться в одно кровавое поселение, а для этого – избивать там связанных рабов. Я просто пропустил этот квест. И через час на зубах хрустнула очередная жемчужина: девочка-призрак просит убить ее маму, чтобы быть с ней вместе; а призрак она потому, что это мама убила девочку ради сохранения собственной жизни. Такие тут семейные ценности.

Кто это придумывал? Оно специально так, или не тех людей взяли на аутсорс? Я даже не про моральные качества авторов, хотя лично мне играть в такое просто противно. Но посмотрим шире: годами Blizzard уходила от суровых сюжетов грязной войны, дьявольщины, кровавости и цинизма к ярким, позитивным, дружелюбным образам, к легкой иронии и чуть ли не к диснеевской милоте. В том же Battle for Azeroth буквально рядом бегают няшные лисички прямиком из детских мультиков. Мы долго к этому привыкали, ведь казуальность – это деньги, и Blizzard можно понять. Но если так, тогда откуда вдруг все эти сюжеты уровня драмы «Пятая печать», если не «Баек из склепа»?

Насколько достоверны новости о прибыли World of Warcraft?

Если вы читаете где-то новости о прибыли какой-то игры или компании, то почти всегда они недостоверны, потому что переводчик путает даже термины «прибыль» и «доход», не говоря уже о более сложных экономических показателях. Тем не менее, по самым скромным оценкам прибыль Blizzard – более $100 млн. в квартал. Речь именно о прибыли, то есть о разнице между доходами и расходами, иначе говоря – о свободных деньгах, которые можно во что-то инвестировать. Например, в собственные же проекты.

Я каждый раз прокручиваю эти цифры в голове, когда вижу, что за очередные два года к выходу очередного дополнения World of Warcraft продолжает выглядеть точь-в-точь как в прошлом десятилетии. Когда кат-сцены сильно не дотягивают до Starcraft 2. Когда вау-моменты – это все так же покататься на большом монстре, бросая огненные бомбы в человечков далеко внизу. Когда поход в подземелье – снова феерия циферок и прожимание скиллов, как то было еще в 2004 году. Неужели Blizzard устраивает, что из ее игр уходят люди в MMO уровня Black Desert, потому что там у героев есть мимика, на локациях разрушаемые объекты, а прокачиваться хочется уже ради спецэффектов от новых скиллов?

Движок World of Warcraft окончательно устарел?

В Battle for Azeroth весь PvE-контент вполне себе съедобный и даже более гармоничный, чем в последних дополнениях. Но он безрисковый как никогда. Такое чувство, что геймдизайнерам поступила инструкция обходиться пятью стандартными задачами для игрока, и они даже не пытались выжать из движка WoW что-нибудь невиданное. Все квесты выдаются тройками: убей 12 монстров, собери 8 предметов и прикончи 1 микро-босса – все на одной территории. Все боссы проходятся на автомате. Что-то появилось под ногами – отойди. Что-то кастуется – прерви. Прибежали миньоны – убей их первыми. Когда нас хотят удивить, включается кат-сцена. Посмотрел, поскриншотил – но ясно же, что любая современная игра превосходит по кинематографичности WoW на пять порядков.

Warcraft очень давно соскочил с рельсов игры, где все включено, где соединяются десятки разнородных активностей, и никак не может на них вернуться. В один момент кажется, что WoW может симулировать все на свете. Что можно обучить свою армию, захватить целый континент, построить там свои города, потом разрушить чужие, и все это с видом от третьего лица, с непосредственным участием в каждой битве, да еще против живых игроков. Но как-то год за годом не складывается. Нам как будто дают погонять в демо-версию и говорят: «Пускай мы все поломали, все, что когда-то вам нравилось. Но скоро мы опять все вернем, только качественно лучше – смотрите, что может наш движок!» Battle for Azeroth – это проходная демонстрация, когда показали все старое, повторили обещания и улыбаются, пока из зала тянут руки с вопросом: «А где же то, что мы так давно от вас ждем?»

По-моему, и полноценную MOBA, и RTS, и экономический менеджер в World of Warcraft давно можно было реализовать как игры в игре. А если Blizzard этого не может за столько лет, то пора менять штат геймдизайнеров, переманить их, например, у Firaxis из разработчиков XCOM 2. Иначе WoW окончательно превратится в престарелую рок-звезду, на концерты которой ходят ради старых хитов и чтобы повздыхать, как постарел фронтмен, и что у него уже вставные зубы.

Радости:

  • Геймплей World of Warcraft все еще неплох.
  • Война Альянса и Орды имеет шанс вылиться во что-то эпическое.
  • Новые режимы игры худо-бедно пытаются вводить.

Гадости:

  • Почти все новшества требуют изрядно прокачаться…
  • …а в итоге обнаружится, что не такие уж это и новшества.
  • Время идет, и движок не молодеет.

Оценка: 6,0

Вывод:

Battle for Azeroth пытается выглядеть компиляцией всего лучшего, что было в World of Warcraft за все годы, но в действительности ни одну из механик не реализует на 100%. Удручает также, что создатели игры взяли курс на искусственное затягивание прохождения, и любопытный контент разбавляется нереально большим объемом рутины.

Ключ для обзора игры предоставлен Blizzard Entertainment

Anuriel

MMORPG
Обзор
№221 Упоминаемые игры и серии: World of Warcraft: Battle for Azeroth