Обзор Surviving Mars | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: грaдoстрoитeльнaя стрaтeгия.

Рaзрaбoтчик: Haemimont Games.

Издaтeль: Paradox Interactive.

Плaтфoрмы: PC, PS4, Xbox One.

Пoxoжиe игры: сeрия Anno.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, 4-ядeрный Intel i3, 4 ГБ ОЗУ, GeForce 620 или Radeon 6450 с 1 ГБ, 6 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Intel i5 5-го поколения, 8 ГБ ОЗУ, GeForce 750 Ti с 4 ГБ,

Возрастной рейтинг: 10+.

У Haemimont Games большая история: уже двадцать лет они делают в основном градостроительные симуляторы. Были исключения типа Diablo-клона Victor Vran и средневекового экшена The First Templar, но каждый раз это был, скорее, творческий отпуск. Десять лет назад им перепала серия Tropico, и с тех пор они регулярно выпускают новые части. Это их главный хлеб. Поэтому Surviving Mars — это тоже, скорее, творческий отпуск. Штучная, уникальная вещь.

Разумеется, это продукт нашего времени. Покорение космоса вновь актуальная тема благодаря новой волне голливудских фильмов о космосе и активному освещению в медиа компаний Илона Маска. А покорение Марса — едва ли не самая популярная идея-фикс, преследующая что фантастов, что космические компании, что даже государства. Авторы это понимают и даже смешно обыгрывают: одна из фракций, если их можно так назвать, это корпорация SpaceY, отсылающая к реальной космической компании Маска SpaceX.

Действие разворачивается в будущем, когда мы уже научились отправлять и возвращать на Землю большие корабли, но ещё не превратились в космическую державу с бластерами и экзоскелетами. Сюжетной кампании нет. Вы сами выставляете себе миллион разных условий, потом немного магии рандома — и всё, можно строить себе колонию, сражаясь с теми проблемами, которые вам выпали случайно, или которые вы сами себе выбрали. Цели как таковой нет. Растите и покоряйте.

Подобие сюжета заменяют специфические событийные проблемы. Тайны. Их тоже можно выбрать. В основном они вдохновлены массовой культурой: это появление пришельцев, осложнения с искусственным интеллектом и так далее. Работает это так: однажды на вас сваливается глобальная проблема, не связанная с просчётами в логистике, нехваткой ресурсов и другой рутиной.

Surviving Mars получилась только для усидчивых фанатов жанра. Для тех, кому важен процесс. Для тех, кто отрабатывает свои тактики, а потом тестирует себя же, постепенно повышая сложность кампаний. Почему так получилось — неизвестно. Может, разработчикам не хватило времени, а может, так было задумано.

Интуитивность — это не про Surviving Mars. Каждая кампания начинается с текстового туториала, а вверху экрана всегда висит панель советов, но реально они не помогают. Ваша первая кампания обязательно превращается в кошмар. Всё идет не так. Вы ещё можешь посадить ракету в приемлемом месте, но строить правильные, удобные с точки зрения логистики теплопроводы, шахты и, главное, купол для жизни колонизаторов, которые прилетят позже, вы будете неверно. Да, сначала людей на Марсе нет. Прилетают лишь дроны. Им необходимо возвести базовую инфраструктуру: наладить добычу ресурсов, поставить стабильные источники электричества, воды и еды. Только потом можно покупать новую ракету, садить туда людей и отправлять на Марс. Это можно сделать и раньше, но прилетев, они умрут, а вы потеряете деньги.

Без гайдов не обойтись. Либо вы будете учиться на миллионе ошибок. Можно в слепую выбирать опции и строить, пока не поймешь, как лучше, но это много впустую потраченного времени. И эта неприветливость задаёт высокий порог вхождения, делая игру ещё более нишевой.

Но стоит разобраться, как игра становится прикольной и увлекательной. Есть своя красота в том, что у вас десятки разных параметров кампании. Сначала вы выбираете фракцию – их больше десятка. Здесь это называется «куратор миссии». Кроме SpaceY и крупных держав есть, например, Церковь «Новый ковчег», которая даёт колонистам черту «Набожность» и увеличивает рождаемость в два раза. Затем выбираем собственную профессию как лидера: ракетостроитель, футурист – их тоже больше десятка, и везде разные бонусы. У ракетостроителя — дополнительная ракета, у политика — больше финансирование и так далее.

Выбираем стартовые ресурсы и технику, пытаясь уложиться в объём ракеты и свой бюджет. Выбираем тип случайных событий. Затем – место посадки, покручивая реальную карту Марса. Это, кстати, очень важный этап, потому что вы заодно выбираете, какие катаклизмы и как часто будут вам мешать. Как много будет песчаных бурь? Будут ли аномальные холода? Как часто будут падать метеориты?

Затем начинается рандом ресурсов, и там может быть что угодно. Изначально вам не открыта вся территория — только маленький кусочек. Остальное нужно медленно сканировать. И здесь может случиться что угодно. Например, вблизи не будет ничего, кроме бетона. Ни месторождений редких металлов. Ни источников воды. Но бетон будет, да. Это основной ресурс, и он есть всегда. Он помогает создать базовые сооружения. Но для более продвинутых придётся заказывать ресурсы с Земли. Причём ситуации иногда ироничные. Например, условно, вам нужно построить производство металла. Но для этого нужен металл, которого нет. Значит придётся покупать его на Земле, тратиться на ракету, а потом ещё ждать, когда она прилетит. И подобных ситуаций может быть либо много, либо очень много.

Долго без колонистов играть невозможно, потому что более сложные постройки требуют рабочих, но с их появлением игра усложняется в разы. Тут градостроительный симулятор мгновенно превращается ещё в стрессовую выживалку. Потому что все тупые — и люди, и дроны. Любые просчёты дают о себе знать и выливаются в трупы. Может сработать эффект домино, если плохо развёрнута система водоснабжения или электричества. Здания начнут отключаться, а люди станут ходить печальные и недовольные.

Причём многое зависит от характеристик самих колонистов. Их тоже можно настраивать, и там невероятное поле для экспериментов. Можно выбирать не только профессиональные качества, но и личные: прислать тупых колонистов или умных, веганов или алкоголиков, только женщин или только мужчин, или всех вместе, молодых или старых. Выбор невероятно широкий.

Таким образом, у колонистов могут быть разные потребности и недостатки. При тупых колонистах чаще придётся ремонтировать здания. При веганах, само собой, придётся внимательно подходить к их рациону. У всех свои развлечения, которые тоже нужно обеспечивать. Можно строить города для полного жизненного цикла, где будут и ясли, и школа. И всё это — под специальными куполами, где место ограничено. А купола — та ещё задача. Их нужно продумывать в комплексе с дополнительной инфраструктурой, иначе будет беда. Но есть, кстати, и обратные случаи: вы не можете построить, допустим, шахту редких ресурсов далеко от купола. В итоге нужно ещё подстраиваться под расположение шахты.

Такое разнообразие — главный плюс Surviving Mars. Поэтому она уже нашла фанатов, готовых прощать ей и неприветливость, и сырость. В ней много спорных моментов. Например, пока нельзя дать указания сразу нескольким дронам. Ну нет такой очевидной функции. Нужно поодиночке ловить их и каждому персонально давать поручение. На старте это не большая проблема, но с развитием колонии микро-менеджмент вызывает ужасную головную боль. Так что покорять Марс – это прикольно, но не для всех.

Радости:

  • Разнообразие условий
  • Реиграбельность
  • Забавно

Гадости:

  • Не интуитивно
  • Разные мелочи

Оценка: 7,0

Вердикт:

Хорошая игра, но только для фанатов жанра.

Обзор написан по PC-версии игры

Марк Штейн

Экономическая стратегия
Обзор
№216 Упоминаемые игры и серии: Surviving Mars