Обзор Spellforce 3 | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: RPG/RTS.
Рaзрaбoтчики: Grimlore Games, THQ Nordic.
Издaтeль: THQ Nordic.
Плaтфoрмa: ПК.
Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Core i5 3570 или FX-6350, 6 ГБ OЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon 7850 с 2 ГБ, 15 ГБ нa жeсткoм дискe.
Рeкoмeндуeмыe: Core i7-4790 или FX-8350, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 970 или Radeon R9 290 с 4 ГБ.
Возрастной рейтинг: 17+.

Когда речь идет о возрождении старой, почти забытой серии, предполагается, что у нее была какая-то неповторимая особенность, что-то, о чем с грустью вспоминают осиротевшие фанаты. Таковой была Disciples, Black & White, малоизвестная Fallen Lords – в общем-то, полно их – оригинальных, незаслуженно забытых игр. Вот только Spellforce к ним не относится. Двенадцать лет назад это был сносный клон Warcraft 3, безусловно красивый (даже эльфийки Lineage 2 нервничали) и выдержанный в образцово фэнтезийном стиле – вот и все, что можно сказать об этой серии. Так что Spellforce 3 сложно соответствовать канонам ввиду отсутствия таковых.

Однако если название позаимствовали лишь для пиара, неплохо бы его прилепить на сколь-нибудь многообещающую задумку. Как Grimlore воображала свой проект хотя бы в идеале? Согласно интервью, они вдохновлялись одновременно Titan Quest и Baldur’s Gate. Поразительно – но да, Spellforce 3 пытается быть тактической командной ролевкой, но в темпе экшена. Управлять четырьмя героями, чтобы они не попадали в окружение и под удары боссов, а построились в нечто похожее на «танк-лекарь-атакеры» – натуральное жонглирование. Плюс зачастую на нас экономика и армия «пушечного мяса».

Из дюжины фурий, что терзают игрока в Spellforce 3, эта самая охочая до ваших нервов: вы ничего не успеваете, вы снова незаконтролили, AI уже что-то чудит без вас, а управление продумано скорее для электрогитары. Хочется заорать: «Стоп!!!» – но местная пауза болела в детстве. Ладно интерфейс, но сами правила путают «игровая возможность» с «головная боль». Герои – это не гвардия, которую бросаешь на прорыв, а ахиллесова пята: гибель одного может стать концом игры. Прочие юниты – не крипы из MOBA, что защитят тылы и поддержат в атаке. Нет, здесь баланс «камень-ножницы-бумага», и вы только и думаете, чтобы лучники не остались без прикрытия, а конники не слишком оторвались от основных сил. Будь в Spellforce 3 толковый AI, как в «симуляторах бога», или гибкие настройки, как в Dragon Age, все списалось бы на тонкости правил, которые необязательны, они для продвинутых игроков. Но как раз по этой части олдскул, и для ваших людей даже постоять на месте, пока вы кастуете лечение, – невыполнимая задача: должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать.

Посмотрим на развитие героев. У каждого по три дерева умений – это чтобы составлять нестандартные комбинации, вроде воин-элементалист. А еще у нас первичные навыки – это чтобы нестандартные комбинации не работали: вкачал силу и выносливость – у магии нулевая эффективность, вкачал интеллект – не наденешь приличные доспехи. Скиллы по большей части активные, но используешь 1–2 самых полезных: на прочие не хватает концентрации (то есть маны). Хит геймдизайнеров – прерывание каста. Другой хит – командная работа: одним героем оглушил, другим нанес усиленный удар. Если у вас получится осуществить это на практике – вы Нео, вы должны спасти Зион.

В экономике бунтарский дух того же гения не стерпел простой добычи ресурсов и найма войск. Захватите контрольные точки, потом постройте рудники пяти видов, затем еще здание для переплавки руды в слитки – тогда в другом домике сможете нанять копейщиков после апгрейда третьего домика. Для которого нужен чертеж. Пока вы укладываете это в голове, ваш герой убежал под вражеские башни и погиб. Игра точно не создавалась для кооператива? Вот еще, чтобы вы оценили профпригодность Grimlore: для постройки лесопилки нужен лес, который приносит лесопилка. Когда экономика заглохла, хорошо если сейв был не слишком давно.

Это все зарисовки из серии «как бы оно выглядело в идеале». Не утопия, мягко скажем. Да, в кампании пытаются поправить дело скриптами и боссами, но сама основа игры никакая. Поднял пару уровней – и ничего не изменилось. Нанял сто юнитов – и задавил мясом бота, который явно играл в поддавки. Ну не мог он, контролируя в пять раз большую территорию, в честной битве проиграть! Я пытался реконструировать саму задумку Spellforce 3, чтобы понять: на что рассчитывала THQ Nordic? Пусть бы Grimlore вылизала игру до блеска, но, чтобы продать средненькую ролевую стратегию, нужен еще один нюанс: вернуться на дюжину лет в прошлое, когда игры этого жанра не выходили каждую неделю.

Остается добавить, что сработана игра магами нонконформизма не из расы людей. Собственный движок GRIM тормозит, глючит и фризит на элементарных скриптах, и даже выход на рабочий стол длится минут пять. «Зато красивые локации», – скажут некоторые. Никаких заслуг Grimlore в этом нет. Просто нормальные дизайнеры знают, что пропорции людей и деревьев/скал/зданий не могут быть в изометрической игре натуральными, иначе ландшафт закроет от игрока половину объектов. Grimlore не парилась – и вы пытаетесь поймать курсором свое муравьиное войско сквозь кроны шикарного леса.

К слову о красивостях: в Spellforce 2 диалоги подавались кат-сценами с хорошей по тем временам постановкой, и модельки героев вполне можно было рассматривать с близкого расстояния. Спустя десятилетие самозваный потомок изображает олдскул текстовой болтовней безликих болванчиков – никто даже не озаботился, чтобы у персонажей не повторялись портреты.

В интерфейсе у Spellforce 2 тоже были свои наработки: чтобы не путаться в десятках юнитов, кнопкой Tab выделялся самый сильный враг, повторным нажатием – следующий. И далее под портретами героев появлялись те скиллы, которые можно применить к выбранной цели. При этом никто не запрещал управлять стандартно, как в большинстве RTS. Spellforce 3 – это «зажми Alt и кликни правой кнопкой по врагу, чтобы открыть контекстное меню». Пустяки, вроде маркеров, неверно указывающих на цель, или журнала, куда почему-то не записался квест, даже не в счет – это как разбитая ваза на «Титанике», в дне которого гигантская течь.

У багов здесь своя микрофауна: крупные поедают более мелких, и если где-то косяк с балансом или юниты не находят оптимальный маршрут, на это не обращаешь внимания. Ведь может на пару минут пропасть изображение, из-за глюка станет невыполним квест или герои зависнут, так что придется перезагружать игру. Отдельный разговор, что враги всегда атакуют ближайшую цель и не могут переступить невидимую черту на локации – смысла выставлять высокую сложность нет вообще.

Spellforce 3 можно похвалить за любопытную завязку сюжета, за адекватных персонажей в кампании, за удивительно эмоциональную их озвучку актерами. Но после всего сказанного вы можете понять, почему совершенно нет желания разбираться в нарочитых затянутостях сценария, псевдо-выборах в заданиях, на поверку линейных, в пустяковых различиях рас или упрекать (нервный смех) в отсутствии разговорных навыков. Есть предел, когда пора остановиться, потому что дальнейший разбор не изменит вердикта. Spellforce 3 – это провал, не ведитесь на знакомое название и не тратьте свое время.

Радости:

  • Сценаристов и художников можно не расстреливать.

Гадости:

  • Посредственная задумка.
  • Безобразное исполнение.
  • Связь со старыми Spellforce никак не прослеживается.

Оценка: 4,0.

Вывод:

Есть много оригинальных, незаслуженно забытых игр: Disciples, Black & White, Fallen Lords… слава Богу, не их оживление поручили Grimlore.

Anuriel

ролевая игра, RTS
Обзор
№213 Упоминаемые игры и серии: Spellforce 3