Обзор Hearts of Iron IV: Waking the Tiger | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: глoбaльнaя стрaтeгия.

Рaзрaбoтчик: Paradox Development Studio.

Издaтeль: Paradox Interactive.

Плaтфoрмы: Windows, Linux, Mac OS.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Core 2 Quad Q9400 2,66 ГГц, 4 ГБ OЗУ, Radeon HD 5850 или GeForce GTX 470 с 1 ГБ, 2 ГБ нa жeсткoм дискe.

Рeкoмeндуeмыe: Core i5 750 2,66 ГГц, Radeon HD 6950 или GeForce GTX 570 с 2 ГБ.

Возрастной рейтинг: 10+.

Уже более 70 лет мир ломает голову, можно ли предотвратить мировую войну, когда все указывает на ее приближение. Все более напряженные отношения между ведущими державами, резкие высказывания политиков, региональные вооруженные столкновения, растущие военные бюджеты и пассивность всемирных организаций – пора серьезно задуматься о завтрашнем дне, если не хочется встретить его среди руин и мертвецов. В процессе задумывания одни скатываются в волюнтаризм, мол, кто-то что-то подписал, не к тому прислушался – он и виноват. Другие видят предопределенность в демографических циклах, неравномерностях развития и прочих стихийных процессах. В совокупности эти рассуждения объясняют всё о причинах войны, но при этом ничего не объясняют, ведь зачастую противоречат друг другу.

Этот парадокс полностью перенесла студия Paradox в свою игру Hearts of Iron 4, хотя разумнее было бы придерживаться какого-то одного последовательного взгляда на историю. Противоречия не заставили себя ждать, и в HoI 4 от нас не отступает одновременно чувство предопределенности, «закрученных гаек», и ощущение пороховой бочки, что игра вот-вот пойдет вразнос, и связи с реальностью останется не больше, чем в Civilization.

Paradox должна была придерживаться обычной своей политики и каждым дополнением углублять и углублять логику игры, постепенно добавляя правдоподобности действиям AI, одновременно «ослабляя гайки», то есть снижая влияние «исторических фокусов», «национальных идей» и прочих форс-мажоров. Вместо этого второй год разработчики скользят по поверхности, вручную придумывая возможные пути альтернативной истории, бросая их игрокам в качестве заманухи.

Например, когда аддон Waking the Tiger обещает возможность свергнуть Гитлера, то не рассчитывайте на симуляцию подполья, заговоров и гос. переворотов. Трудодни на создание соответствующих механик геймдизайнеры провели, похоже, за Wolfenstein 2, поэтому армии повстанцев возникают по всей Германии просто в результате очередного фокуса. Первые 70 дней игры, 1936 год на дворе – и внезапно гражданская война. Прекрасно, что это происходит только по воле игрока, а если он не захочет, Германия останется стабильной, как монолит.

Может, Paradox просто пора уйти вслед за Creative и Firaxis в фантастику и фэнтези – там ведь столько возможностей! Кроме шуток, зачем пропихивать верблюда в игольное ушко, пытаясь придумать победную линию для какой-нибудь Чехословакии или Польши, если можно нарисовать с нуля сбалансированную карту Тридевятого царства, завернуть покруче стартовый расклад сил и дать игрокам вдоволь наиграться в лучшую часть HoI 4 – военные действия. Да пусть там хоть Кощей с русалками воюет – зато на первом плане будет логика событий, а не рандом вперемешку с «костылями».

Справедливости ради, Японо-китайская война, которой посвящено дополнение Waking the Tiger, для 99% западных игроков как раз и является чем-то на грани «Игры престолов». Большинство знает только, что Япония плохая, а Китай раздроблен – но это как раз тот уровень исторической точности, который соблюдается в Hearts of Iron 4. Зато для геймплея расклад сил как нельзя удобен. Можно возглавить один из осколков империи Цин и последовательно завоевать ослабленных соседей – но рискуете не успеть и быть раскатанным Японией. Можете создать Объединенный китайский фронт – он сдержит агрессора, но личные амбиции придется до поры придушить. Еще вариант – поддержка извне, да хоть бы и от Германии. Наконец, на этот же театр действий можно взглянуть глазами Японии: не дать Китаю объединиться и съесть его, пока Европе не до вас.

Хотя каркас событиям все так же задают фокусы и нац. идеи, прогресс заметен. Во-первых, акцент последних сместился с экономики на политику, где они все же более уместны: председатель Мао волен выбирать, какого марксизма придерживаться и с какими странами искать сближения, а вот заводы «по щучьему велению» все-таки не создаются. Во-вторых, для фокусов стало больше требований: хочешь продвигаться дальше выбранным курсом – выучи такие-то технологии, добейся такого-то уровня расположения соседа, захвати такие-то провинции. Читерства стало меньше, планирования – больше. А в-третьих, деревья заметно выросли в высоту, и есть фокусы для довоенного периода, есть для войны, а есть для послевоенного – можно «залечь на дно» в самой войне, чтобы отыграться, когда конкуренты ослабнут.

Из другой специфики восточных стран – разве что саундтрек. Технологии те же, производство и рекрутирование работают по знакомой европейской схеме. Положим, за Чан-Кайши надо отслеживать инфляцию – но она реализована через знакомый процент фабрик народного потребления. Аграрные вопросы тоже выражаются в фабриках. И наоборот, надо добавить ячейку для науки – притягивается за уши какая-то народная медицина, очень полезная, видимо, в танкостроении.

Однако несколько важных шагов к улучшению игры Waking the Tiger делает. Начнем с двух новых комплексных показателей: поддержка войны и стабильность – они влияют попросту на все. С низкой поддержкой войны даже не получится ввести военную экономику – начнутся забастовки. Конечно, наращиваются эти показатели все теми же национальными фокусами, но появилась и альтернатива оным – решения. Они принимаются моментально и стоят очки политической власти, но главное – имеют жесткие требования или негативные эффекты. Потребовали место под фабрику – заплатили стабильностью. Повысили стабильность – но временно упало производство. Какие-то решения доступны лишь на грани капитуляции, для других придется пол-игры накапливать ресурсы. Но это более справедливо, чем фокусы: вы видите цель и другими игровыми средствами ее добиваетесь, а не просто ждете 70 дней, когда обломится.

Генералы обзавелись деревьями умений, и мы вольны выбирать, под что их специализировать. Добавился командный ресурс, которым временно повышается атака, оборона или планирование армии. Прелесть в том, что чем меньше армия, тем меньше расход ресурса – то есть под каждую операцию желательно набирать строго нужное число дивизий. Генералы отныне больше 24 и не берут под командование, зато армии можно собрать в группы, назначить маршалов и отдавать приказы на более высоком стратегическом уровне.

Не забудем и доработки интерфейса, одна из которых проста и гениальна: игра сама ставится   на паузу, когда появилось новое сообщение. Теперь можно проматывать дни на высокой скорости и не бояться проглядеть выбор науки или фокуса (а простой в HoI 4 смерти подобен). Как следствие, игра стала в разы динамичнее, и вполне можно изучить новую страну или попробовать нестандартную стратегию, не боясь убить на это 5–10 часов. Ряд важной статистики стал более доступен, и если ветераны игры уже раскопали, где ее высматривать, то новичкам это сильно упростит жизнь.

Наконец, новые опции предусмотрены при создании игры. Уровней сложности отныне пять: самый легкий – чтобы спокойно разобраться в правилах; элитный, очевидно, для багоюзеров. Вдобавок можно вручную подкрутить баланс стран, например, если хочется, чтобы Италия не терялась в тени Германии, или Британия оказывала более заметную помощь.

Радости:

  • Восточный театр боевых действий более сбалансированный.
  • Новые механики приближают Hearts of Iron 4 к тому, чем и должна быть глобальная стратегия.
  • Автопаузу трудно переоценить.

Гадости:

  • Германская альтернативная история не может и претендовать на правдоподобность.
  • «Костылей» по-прежнему много.

Оценка: 7,0

Вывод:

Если задуматься, то главные новшества Waking the Tiger должны выпускаться бесплатным патчем, потому что они являются, по сути, правками баланса и интерфейса. Сценарии за Китай и даже за альтернативную Германию наверняка будут интересны поклонникам игры, но Hearts of Iron 4 в нынешнем виде не так много людей захотят проходить из раза в раз. Но, по крайней мере, долгожданные изменения в лучшую сторону начались.

Anuriel

Глобальная стратегия
Обзор
№216 Упоминаемые игры и серии: Hearts of Iron 4: Waking the Tiger