Обзор Graveyard Keeper | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: пeсoчницa с элeмeнтaми RPG.

Рaзрaбoтчик: Lazy Bear Games.

Издaтeль: tinyBuild.

Плaтфoрмa: ПК.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 32, прoцeссoр 1,5 ГГц, 4 ГБ OЗУ, видeoкaртa с 256 МБ пaмяти и поддержкой шейдеров версии 3.0, 1 ГБ на жестком диске.

Возрастной рейтинг: 13+.

Изначально задумывавшаяся как «кладбищенский тайкун», за время разработки Graveyard Keeper значительно расширила границы этой концепции и сделалась в некотором роде даже и RPG — с набором перков для персонажа и впечатляющим деревом технологий. Среди них нашлось место и ремеслам, вроде деревообработки и металлообработки, и растениеводству, и кулинарии, и собственно анатомии, что позволяет заделаться даже и бальзамировщиком, также и теологии с чуть ли не курсами литературного мастерства. Кладбище с прозекторской для вскрытия доставляемых тел никуда не делось, но торчать на нем безвылазно вовсе нет нужды — и это хорошо, игра со своим миниатюрным мирком предлагает самые разные занятия, которые сама же и подталкивает чередовать. Другое дело, что цельного впечатления все это, увы, не производит, и в причинах этого стоит разобраться подробнее.

Попав под колеса машины, главный герой приходит в себя в компании говорящего черепа, озабоченного одной выпивкой, и тот быстренько вводит «попаданца» в курс дела: ты, мол, новый смотритель кладбища, должность эта почетная и ответственная, так что давай, не подведи. Ослик (тоже говорящий), который привозит из Города тела, ждать себя не заставляет, и вот наш герой уже вскрывает, прежде чем предать земле, свой первый труп, вырезая из него кусок мяса, — ведь тот можно, по наводке черепа, продать в деревне трактирщику. Такое святотатство, понятно, бесследно не проходит, и в сведениях о теле, лежащем на столе, прибавляется красных черепов: они указывают на качество тела. Выпустить кровь — минус череп, извлечь сердце — минус два черепа или же плюс два – это как повезет. И все это узнается методом проб и ошибок. Захудалое кладбище с покосившимися крестами всеми минусами своего рейтинга вопиет о том, что хоронить на нем даже и непрезентабельно, но делать нечего, и вот — свежая могила без надгробия и ограды добавляет еще минусов. А уж если тело полностью выпотрошено (мы ж за этим сюда пришли, нет?) и красных черепов в нем много, то и камень в обустройстве захоронения едва ли выведет рейтинг в ноль. Тем более что и до камня далеко: нужны технологии. Но ведь это только начало, и энтузиазма еще полно. Вот и появившийся епископ обещает вскорости открыть церковь, где мы сможем читать проповеди и заниматься в подвале алхимией, только облагородь сперва погост. Ну разве можно отказаться?

Игра затягивает — на некоторое время, по прошествии которого ясно видишь ту особенность проекта, из-за которой желание провести за монитором еще пару десятков часов исчезнуть может запросто. Гринд и еще раз гринд, помноженный на такую характеристику героя, как усталость, делает игровой процесс донельзя однообразным, когда возьмешься за какое-нибудь дело, вроде того же обустройства кладбища, всерьез, и завершить его стремишься единственно ради того, чтобы, как это называется, отделаться. Поэтому сама игра просто-напросто распадается на отдельные эпизоды: намечаешь себе конкретную цель, добываешь под нее ресурсы, осваиваешь ту или иную технологию — и работаешь над ее достижением, забив на все остальное, разве что колокольчик ослика-труповоза оторвет от занятий. Полоска энергии маленькая — постоянно приходится спать, чтобы восстановить ее. Но это все равно эффективнее, чем восполнять силы с помощью еды. Ведь ту еще нужно приготовить, а это тоже затраты энергии: тесто сделать, например, а потом испечь его в печи, которую перед этим растопить дровами, а те необходимо наколоть, а это, опять-таки, трата энергии.

Хоть как-то связать воедино наши действия мог бы сюжет, но он этой разрозненности в чем-то даже потворствует. Мир игры живет по недельным циклам, только дней в неделе шесть, и каждый из ключевых персонажей появляется в один определенный день, причем исключительно днем. Проблем в том, что промедление с выполнением их заданий не значит ровно ничего, так что можно сосредоточиться на чем-то одном, что требуется конкретному персонажу, и работать над этим хоть до посинения — остальные всё так же будут приходить в свой день туда, куда они и приходят, и заводить с нами разговор так, как будто мы виделись на прошлой неделе. Персонажи, кстати, соотносятся со смертными грехами: певичка в трактире видит одну свою персону, епископ — обычный жадина, инквизитор одержим поиском мнимых ведьм. И при этом интереснее многих из них оказывается осел-социалист, устраивающий забастовки, — такой вот булыжник в огород сценария.

Выполняя поручения NPC, мы повышаем свой рейтинг в их глазах, и нужно это только для одного: в конце концов попросить у каждого из них деталь для постройки телепорта, который даст возможность выбраться из этого мира-чистилища. Мотивация — унылей не придумаешь. Часто линии персонажей пересекаются, так что нам нужно узнать сведения, необходимые одному из NPC, у другого: хоть какой-то баланс, позволяющий чередовать линейки квестов. Те чаще всего сводятся к необходимости добыть какой-то предмет, который во многих случаях можно купить, но куда как разумнее скрафтить самому, даже если это меч с самоцветами, требующий открытия уймы дополнительных технологий, ради чего нужно здорово поднапрячься. Дело в том, что цены на большинство товаров и услуг просто атомные, и деньги желательно тратить только на то, что действительно исключительно покупается: лицензию на торговлю, разрешение на строительство, сертификат гражданина, семена растений (для первого посева).

Новые технологии и перки нашего героя открываются с помощью очков опыта. Те бывают трех видов: красные за деятельность производственную, зеленые — за связанную непосредственно с природой и синие — за научную. Последняя становится доступна только после открытия церкви с лабораторией в подвале. Красные же и зеленые очки мы получаем практически постоянно: срубить дерево — это деятельность натуральная, а вот напилить досок — это уже производство. В лаборатории копилку очков опыта можно внушительно пополнить, просто изучая все предметы подряд на исследовательском столе (для этого, правда, тоже нужны некоторые специфические ресурсы вроде веры от проповедей). Там же возможно изучать бальзамирование, создавать молитвы, заниматься алхимией (причем вслепую — готовых рецептов почти нет) и даже литературой. Подвал полезен еще и тем, что именно в нем производятся удобрения, повышающие качество овощей: из семян низшего уровня можно вырастить «серебряные» овощи, а потом и «золотые». Это важно, так как связано с некоторыми — и весьма прибыльными, что редкость в игре — заданиями, а у фермера элитные семена могут оказаться недоступны, если торговля с ним шла не очень активно, — вот и еще одно спорное решение.

Вообще, чем дольше играешь в Graveyard Keeper, тем больше убеждаешься в том, какой мозаичной получилась игра, и именно об этом ее свойстве следует предупреждать сразу: кому-то она запомнится, возможно, наличием в ней книгопечатного дела, вот так неожиданно. Есть в игре и свое подземелье — целых 15 этажей, доступных в два этапа, — можно зачищать в свое удовольствие, хоть это и так необходимо для квестов одного из NPC. Это, кстати, единственное место, где «энергетики» (еда, настойки) действительно пригодятся: без них запала героя не хватит даже на половину первого же этажа.

Радости:

  • Можно хоронить и заниматься анатомией
  • Впечатляющее дерево технологий

Гадости:

  • Гринд
  • Рваный игровой процесс
  • Никакущий сюжет

Оценка: 7,0

Вывод:

Graveyard Keeper со своими не самыми обычными занятиями вполне могла бы претендовать на нечто большее, чем звание рутинного и утомительного по причине гринда убийцы времени, но что есть, то есть. Да, сперва играть в нее просто любопытно, впоследствии — местами и интересно. Иногда просыпается настоящий азарт, хочется своими руками «пощупать» новое умение. Но все это — без мало-мальски цельного впечатления, так что надолго игра увлечь не в состоянии. Взглянуть на нее все-таки рекомендуется: вероятно, чем-то она да и зацепит на некоторое время, но вот пройти Graveyard Keeper до конца, скорее всего, захотят немногие.

U$D

ролевая игра, Экономическая стратегия
Обзор
№221 Упоминаемые игры и серии: Graveyard Keeper