Обзор Draugen | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: приключeниe.

Рaзрaбoтчик и издaтeль: Red Thread Games.

Плaтфoрмы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Mac.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7 64, Core i5, 6 ГБ OЗУ, GeForce GTX 670 или Radeon HD 7870 с 2 ГБ пaмяти, 10 ГБ нa жeсткoм дискe.

Рeкoмeндуeмыe: Win 10 64, Core i7, 8 ГБ OЗУ, видеокарта с 4 ГБ памяти.

С самого анонса Draugen создатели игры делали особый упор на личности ее сценариста Рагнара Тёрнквиста — того самого, который известен по The Longest Journey, Dreamfall, Dreamfall Chapters. Это, конечно, сразу привлекло к проекту внимание, здорово подогрело интерес. Но, сказать по правде, ход этот был весьма рискованным: случись что, порог завышенных ожиданий вызвал бы разочарование куда как большее, чем просто в случае «тише едешь, дальше будешь». От провала не застрахован никто, любой автор может исписаться (тут невольно вспоминается Бенуа Сокаль).

Сразу скажем: с Draugen ничего подобного не случилось, хоть и назвать игру чем-то шедевральным никак нельзя. Это просто очень качественный интерактивный фильм, еще одна штучная атмосферная бродилка, мимо которой проходить (вот же глупый каламбур) можно, но не нужно. В самом деле, не больше четырех часов на всё про всё — это тот же двухсерийный фильм, и, не исключено, Тёрнквист сознательно хотел уложиться в примерно такой хронометраж. В результате у него получилась неплохая драма по теме, на которую уже многие высказывались, — но поставил он ее, почти что избежав многочисленных клише, только вот концовка подвела. С другой стороны, радуют и сюжетные ловушки, и опрокидывание, в определенный момент, с ног на голову заявленной жанровой принадлежности. В общем, давайте перейдем к истории, ведь она здесь — самое главное.

Что внутри и что вовне

Мужчина за сорок Эдвард и юная особа Лисси (Алиса) прибывают из США в Богом забытую норвежскую деревушку среди фьордов с целью отыскать сестру Эдварда — Элизабет (Бетти). Святая уверенность Эдварда в том, что она именно здесь, основывается на нескольких ее письмах из этого региона северной страны, к тому же он и сам уже списался с местным семейством Фретландов, получив от них любезное приглашение приехать. Как бы то ни было, деревенька находится в такой глуши, что до нее с некоторых пор даже паром из более крупного города не ходит, так что героям приходится добираться на лодке, стараясь успеть засветло. Вернее, на веслах, выбиваясь из последних сил, сидит один Эдвард, в то время как Лисси откровенно, вплоть до куражу, радуется жизни и новому приключению. Вообще ее поведение с первых же кадров ставит даже и в тупик – особенно с учетом того, что она все-таки знала, куда и зачем направляется с Эдвардом («мишкой Тедди», как она его называет). Потом, конечно, причина подобного проясняется…

Между тем по прибытии не обнаруживается ни души, и нашим героям приходится самочинно заселяться в дом Фретландов. Людей не наблюдается и на следующий день, так что поиски Бетти волей-неволей сопрягаются с предположениями о том, почему деревенька пустует. Впрочем, любопытство проявляет скорее Лисси — просто потому, что Эдвард буквально одержим желанием найти Бетти, ни о чем другом и думать не может. Тем не менее, еще накануне в вырезке из старой газеты, что лежала на столе в доме, он прочитал о давнишней трагедии на местной шахте, ныне заброшенной. Когда-то ею владели два брата Фретланды — Йохан и Фредрик, но теперь они, судя по всему, в лютой вражде. К тому же выясняется, что незадолго до прибытия сюда американцев трагически погибла маленькая дочь Йохана, Рут, — или же ее убили, причем Йохан обвинил в убийстве малолетнего сына Фредрика, Симона. И, похоже, с ним тоже расправились — те в деревне, кто поддерживал Йохана. Ведь, по всему видать, местная община уже давно была расколота на две партии. Но самое загадочное — то, что смутные намеки на все эти события сопровождаются более чем ясными указаниями на некое «проклятие», которое всему виной. На следующий день, осмотрев комнату маленькой Рут, герои приходят к выводу, что девочка что-то нашла в старой шахте, и это «что-то» определенно связано с проклятием.

В этот момент как будто окончательно уверяешься, что игра встала на рельсы мистического детектива, и что дальше нас ждет, среди прочего, спуск в шахту, где мы столкнемся с призраками былых эпох, каким-нибудь призрачным охранником наследия викингов, например. Или что проклятие связано с тем самым драугеном — ожившим трупом утонувшего моряка, который предвещает смерть, согласно скандинавской мифологии — недаром нечто подобное присутствует на рисунках погибшей Рут. Вот здесь-то сюжет и сделает крутой поворот, финт, твист. Как ни назови, а впечатление от него будет по-настоящему мощное: всё и вправду встанет вверх тормашками. И при всем при этом название игры — Draugen — так и останется верным до самого конца. Просто речь теперь пойдет о демонах, которые не снаружи, но внутри. И это «внутри» относится не только к одному конкретному человеку, но и, скажем так, к замкнутому микрокосму отдельно взятого человеческого поселения. Кстати, предупреждения о неверности первого впечатления в самой игре незримо присутствуют – задним умом это понимаешь тем более. Это и странноватое, обстоятельствам никак не соответствующее поведение Лисси, о чем уже говорилось, и особенно ее умение моментально оказываться рядом с Эдвардом, когда тому необходимо, в какой бы точки деревни он ни находился. Думается — игровая условность, но на поверку все оказывается намного сложнее.

Облако смыслов

Мы уделили так много места сюжету Draugen, потому что в подобных играх он, безусловно, не просто основа, но то, без чего игры и вовсе не было бы. Вернее, без него мы имели бы дело с банальнейшим симулятором ходьбы по красивым северным окрестностям продолжительностью минут в двадцать. Геймплейно игра, конечно, таким симулятором и является. Тем не менее, есть в ней ряд особенностей, на которые и обратим внимание.

В первую очередь это – что и сами разработчики особо подчеркивали — система динамичных диалогов. Когда Эдвард отвечает Лисси, почти всегда посреди экрана возникает два, а чаще три ключевых слова. При выделении одного из них (навести курсор мышки, если на ПК) под ним появляется краткое изложение мыслей Эдварда по теме: его раздумья по этому поводу или же то, что он примерно хочет сказать собеседнице. Так можно перебрать все доступные слова — и выбрать тот вариант, который вы в данный момент считаете наиболее предпочтительным. После клика по выбранному слову Эдвард начнет говорить, причем содержание его фразы будет, разумеется, отличаться от «немого монолога» под словом своей, скажем так, оформленностью. Конечно, далеко не всегда это влияет на дальнейшее развитие беседы, часто она так или иначе выруливает туда, куда и должна была — по сюжету, который прописан. И, конечно, и близко в этом нет ничего новаторского: точно так же можно было размещать ключевые слова с мыслями Эдварда рядами внизу экрана. И все же смотрится свежо — по крайней мере, удачная дизайнерская находка.

Во всем остальном мы имеем дело с типичным «фильмографичным» приключением, в котором нам не нужно решать каких-то особых задач. Читаем письма-газеты-книги, смотрим объявления-рисунки, делимся соображениями по этому поводу со спутницей. Инвентаря, понятно, нет. В паре-тройке эпизодов нам понадобится найти ключ — когда Эдвард найдет его, он его просто возьмет, а у нужной двери использует: нажимаем «открыть», и готово. То же — с кодом от сейфа: узнав вероятные комбинации, выберем одну из них, как слово для диалога, — больше ничего не нужно. А в темноте шахты Эдвард сам зажжет зажигалку, даже без слов в духе «что-то тут темно, надо бы огонька». Ее, правда, до этого еще нужно будет взять в одной из комнат дома — но подобные немногочисленные предметы «в карман» пропустить просто невозможно.

А вот что запросто можно пропустить, так это места, где Эдвард делает беглый карандашный набросок пейзажа в свой блокнот. Да, вот такой вот бонус приготовили игрокам разработчики! Неспешно бродя по местности, главный герой этой истории не раз и не два найдет утешение в своем хобби — повод задержаться и после развязки, чтобы еще раз обойти деревушку, в которой ожило прошлое.

Радости:

  • Интригующий сюжет
  • Образ Лисси
  • История семьи Фретландов
  • Музыка
  • Северный меланхоличный пейзаж

Гадости:

  • Образ Эдварда в целом вторичен
  • Развязка его истории — тем более

Оценка: 8,0

Вывод:

Тёрнквист ставил себе целью рассказать еще одну запоминающуюся историю — и он ее достиг. С рядом оговорок, однако: если отвлечься от мастерски выстроенного «изломанного» сюжета, то основной посыл, к которому история в конце концов приходит, был виден уже не раз, особенно как раз в кино. Но так ведь в наши дни практически обо всем можно сказать, разве нет? Жалеть о времени, затраченном на Draugen, точно не приходится.

Обзор написан по ПК-версии игры

U$D

adventure
Обзор
№231 Упоминаемые игры и серии: Draugen