Обзор Chasm | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: мeтрoидвaния.

Рaзрaбoтчик и издaтeль: Bit Kid, Inc.

Плaтфoрмы: PC, PS4, PS Vita.

Пoxoжиe игры: Cave Story, Castlevania.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win XP SP3, двуxъядeрный процессор, 1 ГБ ОЗУ, видеокарта с OpenGL 3, 1 ГБ на жёстком диске.

Возрастной рейтинг: 10+.

Chasm ждали немыслимо долго: пять лет. Она появилась на «Кикстартере» в самый пик его популярности, на волне всеобщего вдохновения, но, как многие, не вышла через год-два, как обещалось. Длительное ожидание чисто с технической точки зрения пошло ей на пользу: она аккуратно сделана. Её и правда много полировали. Но с другой стороны, Chasm не хватает сил, чтобы оправдать эти пять лет разработки.

Бейкеры разочарованы. Некоторые в ярости. В Steam полно обиженных отзывов, ругающих игру только за то, что она не получилась достаточно крутой. Завышенные ожидания за первые дни почти уничтожили рейтинг, и только сейчас ситуация немного исправилась. Подтянулись и другие игроки, которые не знали про Chasm, и скромно заявили, что не всё так плохо и вообще — даже хорошо.

Chasm — дитя эпохи пиксель-арта. Она должна была выйти тогда, когда мы все сходили с ума по ретро. Но вышла сейчас, когда единственное популярное ретро — это синтвейв 80-х, причём он тоже выходит из моды. На первый взгляд Chasm похожа на ролевые приключения вроде Cave Story, но по сути она подражает первым Castlevania. Это фэнтезийная история про молодого рыцаря-рекрута, которого отправляют в северную глухомань спасать рудники от нашествия демонов. Он должен бегать по лабиринтам, убивать монстров, решать головоломки, прыгать по платформам и выручать персонажей. Классика.

Но относительно Castlevania Chasm простая. Она требует хорошего тайминга, когда речь заходит о движущихся платформах и боссах, но иногда её главный челлендж — не умереть со скуки. Особенно в начале. Первые часы нужно перетерпеть. Там просто мало контента. Интересные приёмы и первые торговцы появляются далеко не сразу. Вещи нужно добыть, людей нужно спасти — и лишь потом, на третьем часу, игра начнёт раскрываться и дарить фан. Раскроется во всей красе.

Тёмные однообразные шахты сменяются роскошными замковыми коридорами. Появляется много разного оружия и артефактов. Открываются способности вроде отражения удара. Даже дают парашют, чтобы безопасно перепрыгивать платформы. Все предметы либо покупаются, либо получаются за убийство боссов, либо находятся в тайниках. Секретные комнаты найти несложно. Локации запутаны, но всё равно легко запомнить, куда ты свернул, а куда нет. Ориентироваться просто, и в отличие от многих метроидваний, тут есть карта.

Chasm не пытается избить ваши пальцы в кровь, а иногда наоборот — старается помочь. Её боёвка целиком держится на тайминге. Разное оружие имеет разную скорость, и то же самое у противников. Нужно не только смотреть на силу, допустим, меча или кувалды, но и прикидывать момент. Поэтому, как всегда в подобных боёвках, оружие выбираешь больше под собственный темп. Многие вспомнят Dark Souls, и, разумеется, не зря. Внутри игры даже есть пасхалка в сторону «Душ».

С такой системой массовые драки превращаются в боль, и разработчики постарались избежать их. Враги равномерно возрождаются на картах, чтобы каждый бой оказывался дуэлью. Один на один. Игрок против крысы. Игрок против летающей мыши. Игрок против тролля. Но если налетят кучей, то можно и убежать. Chasm позволяет легко смыться, быстро пробегая мимо в другую часть карты, где уже не достанут. И в спину бьют редко.

У Chasm много маленьких плюсов. В ней почти сотня уникальных монстров, интересных и прекрасно анимированных. Много предметов, и есть крафт. Пиксель-арт очень приятный, ламповый, стильный, и не покидает ощущение хорошей, уютной старомодной игры. Управление удобное, что почему-то редкость сегодня для платформеров. Экшен простой, но сильно меняется в зависимости от экипировки и в целом приятный, благодаря тому же управлению.

Но разработчик просчитался в двух вещах, которые и делают Chasm немного спорной. Во-первых, это случайная генерация мира. Когда-то это была популярная фишка, но сегодня её ругают всё чаще. Начиная сюжет заново, вы заново создаёт и лабиринты. Формально это должно было добавить реиграбельности, но на деле — не очень. Такие вещи сказываются на деталях. Локации становятся более однообразными. А Chasm выглядит игрой, которая только выиграла бы от полностью вручную сделанных карт, где тайники, ловушки, боссы и прочие вещи всегда располагались бы одинаково, но зато сами карты были бы уникальнее. Что толку видеть каждый раз новую комнату, если это, по сути, старая комната, но с иначе расположенными дверями?

Второй просчёт — тоже базовый. Это отсутствие амбиций. Неизвестно, насколько смелой Chasm была изначально в голове разработчика, но финальная версия выбрала безопасный путь во всём. Сценарий хороший, но проходной и банальный. Многообещающая история в конце концов съезжает в простейшую сказку о противостоянии добра и зла. Все механики гладко работают, но им лет двадцать, их знают наизусть. Ничего нового. Никаких попыток привнести свежие идеи. Никаких попыток сломать жанр. Это пиксельная метроидвания, которая хорошо воспроизводит культовые метроидвании, избегая резких движений. Пять лет назад такое бы прокатило. Тогда все ностальгировали по олдскулу, и Chasm получила бы много внимания.

Но сейчас это просто маленькая игра. Многим захочется пройти её до конца, но немногим — пройти заново. Она не даёт ничего нового тем, кто играл в Castlevania или в другие метроидвании. Но другое дело, что с неё хорошо начинать знакомство с жанром. Она максимально дружелюбная, приветливая и комфортная, что не так часто встретишь сегодня у конкурентов. Она душевная, стильная и верная традициям, и это хороший старт.

Радости:

  • Управление
  • Графика
  • Многие механики

Гадости:

  • Генерация уровней
  • Банальная история

Оценка: 7,0

Вердикт:

Неплохая, но во многом опоздавшая игра. Для фанатов жанра — просто, для начинающих — в самый раз.

Обзор написан по PC-версии игры

Марк Штейн

metroidvania
Обзор
№220