Обзор Anodyne 2: Return to Dust | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Жaнр: приключeниe, экшeн.

Рaзрaбoтчик: Sean Han Tani, Marina Kittaka.

Издaтeль: Analgesis Productions.

Плaтфoрмa: ПК.

Минимaльныe систeмныe трeбoвaния: Win 7, двуxъядeрный прoцeссoр 2,5 ГГц, 4 ГБ OЗУ, GeForce 610M, 500 МБ нa жeсткoм диске.

Шесть лет назад вышла как будто рядовая игра Anodyne, исполненная в пиксель-стилистике. Но не только одним своим внешним видом она играла на ностальгии: проект представлял собой любовно сделанный поклон The Legend of Zelda образца 90-х, почему и обрел верных поклонников. Говоря об Anodyne 2: Return to Dust, важно сразу подчеркнуть: несмотря на цифру в названии игра вовсе не продолжение оригинальной Anodyne. Не будет преувеличением даже заметить, что между двумя проектами различий больше, чем сходств, геймплейно в первую очередь. Вторая Anodyne — это совершенно новое приключение с весьма интригующей завязкой, претендующей даже на определение «эпичная». Так что с сюжета и начнем.

Из праха

Когда-то мистическая сущность, известная как Центр, создала остров Новая Земля (New Theland), а также — заселила его различными диковинными формами жизни. Но уже вскоре в этом уютном, как предполагалось, мирке появилась нанопыль. Она вела себя в прямом смысле слова как нечистая сила: искажала души обитателей, извращала их помыслы. Ответом Центра на вызов стало создание им наночистильщиков, которые сражались бы с пылью, особым духовным образом проникая в сознание пораженных ею существ. В этом деле Центру также служили просветленные менторы — посредники между ним и чистильщиками, наставники последних. Вот так однажды, по воле Центра, на свет появилась и Нова — чистильщица, за которую нам предстоит играть.

История, к сожалению, очевидно страдает шаблонностью ключевых сюжетных поворотов. О том, что менторы чего-то темнят, а Центр — не сосредоточие абсолютного Добра, догадаться можно чуть ли не с самого начала. Положение спасают персонажи — разного вида, в том числе антропоморфного, каждый со своей по-настоящему трогательной и запоминающейся историей. Мэр несуществующего города, ученый и его коллега — зараженный компьютер, семейство гигантских червей. Всех их еще нужно уломать принять помощь — здесь, впрочем, все линейно прописано, нет такого, чтобы персонаж после нашей случайной реплики обиделся и от помощи отказался наотрез. Текста в игре много — при отсутствии русской локализации, к чему следует быть готовым.

Игровой процесс протекает как в 3D, так и в 2D, причем разнится он, в зависимости от этого, кардинально. В 3D мы исследуем местность в поисках зараженных нанопылью, а также таких бонусов, как лишняя ячейка здоровья (пригодится в 2D). Мир открывается последовательно: сперва город, затем — два кольца естественного ландшафта вокруг него. Расстояния приличные, но Нова по нажатию клавиши может трансформироваться в автомобиль, так что перемещаешься быстро, главное — не упустить при этом из виду какую-нибудь важную мелочь.

Как ни странно, сознательная стилизация под 3D двадцатилетней давности этому всячески способствует: картонных декораций мало, пустых пространств, особенно на внешнем кольце — много. Другое дело, что на некоторых локациях спрятаны сюрпризы: дрожащие по очереди деревья, например, с которыми нужно догадаться поговорить. До многих ключевых персонажей приходится добираться в режиме платформера — учитывая особенности здешнего управления, на это часто затрачивается несколько попыток, что раздражает.

Основная активность в игре, однако, происходит именно в 2D. Добравшись до очередного одержимого пылью и наладив с ним контакт, Нова входит в его сознание (перед тем сыграв в небольшую QTE-игру). В некотором роде этот игровой процесс можно сравнить с зачисткой пещер, хоть и с известной натяжкой. Все 2D-локации — совершенно уникальные, и близко нет двух похожих. Квартирка в стиле ретро из сознания антиквара, кладбище в случае мэра, стерильная лаборатория ученого, многоэтажка в разрезе — перечислять можно и еще. Большинство 2D-локаций кишат комками слизи — слаймами нескольких видов. Часть из них изначально агрессивна по отношению к Нове, часть — нет. Смайла можно втянуть в пылесос, а после — выстрелить им в другого: они оба аннигилируют (впрочем, не всегда, есть нюансы), и на их месте останется та самая нанопыль. Ее следует собирать в пылесос, чтобы постепенно заполнять «трубу», вокруг которой центрирован остров: заполнив ее, мы получим возможность призвать спасительный Энодайн — во всяком случае, если верить менторам.

Вообще-то в 2D наша основная цель — обшарить всю локацию, чтобы найти огромный ком пыли — засосав его в пылесос, мы получим карточку. Те, в количестве 24, необходимы для полного апгрейда центральной трубы. Часть из этих карточек также находится в сундуках на тех же 2D-локациях, еще несколько спрятаны на той Новой Земле, которая 3D. Однако дела со слаймами иметь все равно приходится, и не только потому, что для заполнения трубы нужна пыль (в гринд игра, по счастью, не скатывается). Просто очень часто кусочки 2D-локации разделены препятствиями, которые убираются, только если сам кусочек локации от смайлов зачищен. При этом и поведение смайлов нужно учитывать: если ненароком задеть, например, смайла с соской, препятствие на нашем пути, наоборот, воздвигнется. А некоторые смайлы и вовсе нельзя засосать: при воздействии на них они распадаются на шарики, нацеленные атаковать Нову, или пробуждаются от спячки и начинают нас преследовать.

В случае, когда мы покидаем кусочек исследованной 2D-локации, а затем возвращаемся на нее, все смайлы возрождаются; при этом раз убранные препятствия больше нам не мешают. Можно и вовсе вернуться в реальность 3D-мира — процесс сохранится. В общем, полная свобода действий в уже открытых границах — очень удобно. Ведь в 2D нас ожидают еще и головоломки, и сходу пройти локацию от и до иногда не получается. Уровень, скажем, где требуется строить мосты или использовать зеркального двойника, или вовсе догадаться обойти препятствие, вернувшись «наружу» в 3D и после зайдя на уровень уже в другом месте.

Сюжет, как уже писалось, именно как целое какого-то особого впечатления не производит. Тем не менее по частностям и он способен сильно удивить. Путешествие (погружение?) Новы в деревушку после эпизода с пыльной бурей, а еще больше — эпизод, рисующий несколько дней из жизни загадочной посторонней девушки, которая не может покинуть свое жилище, — они определенно наводят на мысли о «двойном дне». Ты тот, кем ты хочешь быть сам? Ты больше не хочешь только казаться? А имеешь ли ты силы на это? Представляется, именно такой философский подтекст лежит в основе игры.

В определенный момент нас ожидает полноценное приключение в духе «убить дракона» в полноценном же 2D-мире, который, по странному стечению обстоятельств, называется Новая Твоя-Земля. (New Theeland, если предположить, что thee здесь — форма устаревшего местоимения thou, ты.) Интересно, что во время него нас ждет свое «внутреннее 2D» — в стилистике уже восьмибиток. Что до концовки, то после получения «очевидной» и «линейной» разработчики прямым текстом советуют загрузить последнее сохранение и поискать альтернативу. При этом забавно, что получение этой второй концовки даже не требует сбора всех карт и полного заполнения «трубы» пылью — важно лишь найти три части странного артефакта, что попадает к Нове по сюжету, и понять, куда идти с тем, чтобы бросить вызов Центру.

Еще стоит заметить, что где-то с середины игры нам делается доступен сбор монет, за которые можно купить парочку улучшений, а также — пропуск в своеобразный постгейм. В нем никаких активностей не предусмотрено, зато есть возможность, прикупив «порталы» в «недоделанные локации», побродить-покататься по последним. Возможно, в этом имеется свой тайный смысл — а возможно, это просто шутка разработчиков.

Радости:

  • Интереснейшие персонажи.
  • Почти что полная свобода действий в 3D.
  • Разнообразный игровой процесс в 2D.
  • Сами 2D-локации тоже не похожи друг на друга.
  • Несколько полноценных вставных приключений.

Гадости:

  • Ретро-стилистика не всякому понравится.
  • Основная история в целом клишированная, сюжет впечатляет лишь местами.
  • Платформинг в 3D частенько раздражает.

Оценка: 8,0

Вывод:

Оригинальная игра, нешаблонная, геймплей в ней до конца подкидывает что-то новенькое. Ей бы еще историю без претензий на надрывную эпичность. И более аккуратное 3D — понятно, что стилизация, но и на календарь иногда стоит поглядывать. Ярых поклонников, впрочем, Anodyne 2: Return to Dust определенно найдет. Да и просто так пройти ее небезынтересно.

U$D

adventure, экшен
Обзор
№223