Интеллектуальная собственность | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

15 мaя 2017 гoдa из цифрoвыx мaгaзинoв исчeз псиxoлoгичeский триллeр Alan Wake oт Remedy Entertainment. Причинa: истeклa лицeнзия нa музыку. Пeрeд трaгичнoй дaтoй в Steam игрa прoдaвaлaсь с 90% скидкoй, включaя дoпoлнитeльный кoнтeнт и спин-oфф American Nightmare. Пoслeднeгo, к слову, перемены не коснулись. Разработчики обещали, что попытаются разобраться в ситуации, и частично у них получилось. Alan Wake можно скачать в Xbox Marketplace и наслаждаться ей на Xbox 360 и Xbox One. В Steam по-прежнему тихо. Страница с продуктом есть, самого продукта нет.

Alan Wake сильно повезло. Она выходила на физических носителях для Xbox 360 и PC, и в случае цифровой смерти проекта диск можно достать без особого труда. Некоторых постигла куда более печальная судьба. О тех, кто вернулся, и тех, кто не сумел, об интеллектуальной собственности и лицензиях – с нарушением обозначенной последовательности далее по курсу.

Предположим, вы корпели над игрой несколько лет: разрабатывали необычную концепцию, рисовали картинки, записывали звуки и приводили механизм в движение посредством написания кода программы. Впереди вас ждет вселенская слава и деньги, льющиеся рекой. Но внезапно чуть ранее кто-то выпускает проект, подозрительно похожий на ваш, и светлое будущее становится темным. Игровая индустрия – бизнес, где люди рвут друг другу глотки в надежде ухватить свой кусок счастья. В тяжелых условиях конкуренции защитить продукт помогают основные виды интеллектуальной собственности: товарный знак, авторское право, патент и коммерческая тайна.

Товарный знак и авторское право

Товарный знак – имя или символ, служащий для индивидуализации продукта. Он защищает репутацию компании и по совместительству является наиболее узнаваемой формой интеллектуальной собственности. Многие люди приобретают товар, смотря исключительно на марку, и им не сдалась вещь от неизвестного производителя. Пусть более качественная, пусть нет, пусть более дешевая, пусть нет – неважно. С играми все точно так же: коробки с логотипами EA или Activision сметаются с прилавков без раздумий.

После регистрации товарного знака другие организации не могут использовать идентичные имена или символы, а также похожие, дабы не возникла путаница. Как и в любом правовом вопросе, здесь есть куча нюансов. Имеет значение, в какой стране регистрируется товарный знак, существует ли компания с аналогичным названием и так далее. Может статься, что на определенной территории кто-то вполне законно будет выпускать товар под вашим именем. Тема щекотливая, что подтверждает факт существования в одном мире серии Uncharted и ее пародии Unearthed: Trail of Ibn Battuta. Первая никогда не пострадает из-за второй, а вторая никогда не взлетит в топ продаж из-за созвучного названия с первой. Но это один пример и один вариант развития событий. В параллельной вселенной допустимо обратное. В ней Naughty Dog как раз бежит в суд, пытаясь восстановить загубленную репутацию.

Что до авторского права, то оно охраняет не идею, но форму ее выражения. В Pac-Man картинки и звук защищаются как аудиовизуальная работа, исходный код – как литературная работа. Никто не смеет посягнуть на эти материи. Но любой имеет право сделать своего Pac-Man, поскольку идея о том, что игрок контролирует героя, который поедает точки и убегает от разноцветных врагов в уровнях-лабиринтах, не защищена авторским правом.

Как только человек выражает идею материально, то есть пишет код и записывает его на диск или набрасывает в альбоме рисунок, его работа автоматически защищается авторским правом. Главное, собственно, его зарегистрировать, после чего лишних действий совершать не требуется. Если же новое произведение создается на основе существующего, то у его владельца нужно получить лицензию. Одобрит он ваши намерения или нет – вопрос и принципов, и денег.

Патент и коммерческая тайна

Патенты призваны защищать от копирования изобретения. Они распространяются на элементы процесса игры, ее графического интерфейса и прочее. Все патенты включают в себя описание изобретения и установку границы прав владельца патента на изобретение. Последний пункт очень важен. Скромных требований лучше избегать, иначе стороннее лицо внесет незначительные изменения в ваше изобретение и начнет, что называется, делать деньги. Когда патент выдан, его владелец вправе обсуждать лицензию с конкурентами, а в случае каких-то нарушений – судиться направо и налево. В отличие от авторского права, патент защищает идею. Разницу между ними хорошо иллюстрирует противостояние Incredible Technologies, разработчиков Golden Tee Golf, с Virtual Technologies, авторами PGA Tour Golf. В гольфе от Virtual Technologies со стилистическими изменениями было скопировано расположение кнопок и инструкций из контрольной панели Golden Tee Golf, при этом не были затронуты ни картинки, ни звуки. В итоге суд не обнаружил нарушений авторских прав. Защити Incredible Technologies патентом, грубо говоря, метод, по которому игроки используют систему трекбола для размахивания клюшкой в Golden Tee, решение могло быть другим.

Наконец, коммерческая тайна. Это любая информация, держащаяся в секрете, и если она попадет не в те руки, вы сильно пострадаете. К коммерческой тайне относятся списки адресов клиентов, договоры с издателями, условия сделок, собственные средства разработки и так далее. Незаконное присвоение ценных данных чаще всего происходит, когда ваш разработчик уходит к конкурентам. Доступ к информации следует тщательно контролировать. Члены команды должны подписывать бумаги о неразглашении тайн.

Если кто-то заработал на ваших секретах, вы можете получить здоровскую компенсацию, даже космические 500 млн. долларов. В 2014 году ZeniMax Media подала в суд на Oculus VR. Ее основателя Палмера Лаки обвинили в присвоении объектов коммерческой тайны, связанных с разработками в области виртуальной реальности, которые в будущем способствовали выходу гарнитуры Oculus Rift. В 2017 г. суд принят сторону ZeniMax Media. Было выявлено нарушение соглашения о неразглашении информации и нарушение авторских прав. Принципиальной составляющей дела было то, украла ли Oculus VR коммерческие тайны ZeniMax. Оказалось, нет. Но надо же было иск с чего-то начинать. Да и какая теперь разница, если висит долг в 500 млн.?

Борьба с истекшей лицензий на музыку и озвучку

Разработчики по-разному разбираются с истекшими лицензиями, и зачастую страдает как сама игра, так и конечный потребитель. Из мобильной Grand Theft Auto: San Andreas были удалены 17 песен. Она же в чуть измененном виде появилась на Xbox 360, тогда как оригинальная версия для этой консоли испарилась из цифрового магазина Microsoft. Естественно, 17 старых композиций там нет. Более того, для San Andreas под Steam вышло обновление, после которого проект на PC тоже не досчитался 17 треков. Конечно, если бы в четвертой GTA подрезали радио Vladivostok FM, трагедия была куда масштабнее. Но и за San Andreas обидно. С другой стороны, если чистка контента – цена воскрешения из мертвых, то почему не пойти на жертву?

Истечение прав на использование музыки – настоящая головная боль студии Harmonix. Для серии Rock Band выходила целая тонна DLC. Общее количество композиций переваливает за тысячи. Безусловно, рано или поздно лицензии истекают, а игроки, не успевшие купить треки любимой группы, вынуждены подбирать что-то иное. Те, кто однажды приобрел более не существующий контент, после вступления в силу новых правил все равно могут им наслаждаться. И закачивать его повторно, если возникает необходимость. На форуме Harmonix есть специальная тема, где указывается, что в будущем пропадет из цифрового магазина. Картина грустная, но учитывая объем материала – приемлемая.

В саундтреке Tony Hawk’s Pro Skater HD нашлось место для песен из предыдущих игр франчайза и новым композициям. Ранее музыка лицензировалась под определенные проекты на конкретных платформах и на ограниченный промежуток времени. Следовательно, переиспользовать ее бесплатно в других версиях нельзя. Разработчики Tony Hawk’s Pro Skater HD красиво выкрутились, частично угодив фанатам серии. Кого не устраивает, во время игры могут создать личный плейлист с классическими темами. Метод универсальный и 100% действенный.

С переездом Silent Hill 2 в HD сопряжены не только сотни проблем технического характера. История гласит, что Гай Сихи, подаривший голос Джеймсу Сандерленду, захотел за переиздание дополнительных выплат. То ли Konami попала в безвыходное положение, то ли пошла по выгодному и легкому пути, но так или иначе компания решила переозвучить Silent Hill 2, позвав небезызвестного Троя Бэйкера и Мэри Элизабет МакГлинн. Финал был следующим. Гай Сихи отправил в Konami открытое письмо, где пояснил, что соль была не в деньгах, а в легкомысленном отношении компании к лицам, причастным к разработке игры. Реального Джеймса даже не уведомили о каких-либо переизданиях. Гай призвал Konami оставить оригинальную дорожку и дать возможность игрокам выбирать между старой и новой озвучкой. Также добро на повторное использование своих голосов дали другие актеры, что позволило Silent Hill 2 HD выйти в свет.

Лицензирование автомобилей

Далеко не каждый может купить пару композиций Metallica для своей игры. Ценник за один трек штормит от плюс-минус нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Главным фактором выступает ценность исполнителя. Страшно представить, сколько Harmonix отдала за The Beatles для тематической Rock Band. С лицензиями на автомобили все в разы сложнее. Порой нужно раскошеливаться на сотни тысяч долларов. Доходит до смешного: купить настоящую машину бывает дешевле, чем получить лицензию на использование ее в игре. Вдобавок, кому-то может достаться эксклюзивное право на определенную марку для своих проектов. И тогда, предложи вы хоть все деньги мира ее владельцу, лицензию вам не дадут. Electronic Arts добрые 16 лет владела эксклюзивными правами на Porsche. Авто данной марки лишь изредка появлялись в чужих играх. Впрочем, истечение контракта не означает, что EA окончательно рассталась с Porsche.

Если бы Rockstar пришла в офис Ferrari и рассказала, что в ее проекте дозволено принимать участие в дорожно-транспортных происшествиях с участием десятков человек, ее бы вышвырнули к черту и занесли в черный список. Авторы GTA способны потянуть затраты на лицензирование машин, но всегда используют модели, отличающиеся от реальных. Дело в том, что автопроизводители выдвигают свои требования, где «не навреди» – одно из ключевых, но не единственное. Компания может указать, что, несмотря на полученные повреждения, машина должна оставаться узнаваемой. Потребовать, чтобы стекла не разлетались вдребезги. Напомнить, что основной целью игры не должно быть уничтожение стального коня, и вежливо попросить не премировать водителей за опасное вождение.

В лицензировании авто есть и светлые моменты. Производителю может прийтись по душе ваше творение, и он даст вам нешуточную скидку. Предусмотрен и такой вариант – закрыть глаза на деньги в обмен на услугу. Игра подходит для постройки симуляторного стенда, где будут тренироваться гонщики? Быстрее соглашайтесь на выгодную сделку. Также в играх сейчас активно рекламируются еще не вышедшие машины, на что задала моду Gran Turismo 6. Того гляди, скоро автопроизводители будут носиться за разработчиками, а не наоборот.

Исчезнувшие

Истекшие лицензии способны навсегда вычеркнуть игру из цифровых магазинов. Истории из комиксов «Скотт Пилигрим» Брайана Ли О’Мэлли идеально подходили для игры в жанре beat ‘em up, ведь в них молодой парень избивает бывших своей возлюбленной, чтобы заполучить ее сердце. В 2010-ом проект вышел в PlayStation Network и Xbox Live Arcade. Он понравился многим за веселую боевую систему, которой можно наслаждаться как одному, так и вчетвером; за «пиксельный» арт Пола Робертсона и 8-битную музыку, исполненную группой Anamanaguchi. Не все критики ставили высокие оценки, однако Scott Pilgrim vs. the World: The Game умудрилась стать культовой вещью. Ubisoft поддерживала свое детище дополнениями, но в 2014 году виртуальный «Скотт Пилигрим» исчез с радаров. Проблемы с лицензией – наиболее правдоподобная причина. Поскольку релиза на физических носителях не было, достать легальную копию игры не представляется возможным. Если бы PlayStation 3 и Xbox 360 не взломали, проект существовал бы только на жестких дисках счастливчиков, успевших за четыре года сделать покупку. Чтобы вернуть Scott Pilgrim vs. the World в цифровые сервисы, поклонники создали петицию. Все без толку: закон есть закон.

Черепашки-ниндзя захватывали умы детей и взрослых преимущественно в прошлом. В современном же мире зеленые мутанты в панцирях никак не приживутся. Тут и фильмы так себе, и игры никудышные. Что и говорить, если мастера слэшерного жанра Platinum Games в 2016 году подпортили себе имидж из-за Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutants in Manhattan. В 2009-м появилась надежда на правильных «Черепах», так как приближался их 25-летний юбилей. Ubisoft намеревалась отметить праздник релизом Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time Re-Shelled в PlayStation Network и Xbox Live Arcade. Сомнения в успехе римейка beat ‘em up 1991-ого года выпуска тоже были и, как выяснилось, не зря: пресса холодно оценила возвращение классики. Но заставшие Turtles in Time в нужное время остались довольны. На чувстве ностальгии Ubisoft зарабатывала до 2011 года.

Заслышав словосочетание OutRun, любители наматывать километры по бескрайним дорогам вспоминают великолепные автомобили, женщину на пассажирском сиденье, высокие скорости и дрифт. Автоматы с гонкой пользовались большим успехом. Сам франчайз Sega насчитывает несколько сиквелов и спин-оффов разной степени качества. OutRun Online Arcade от 2009 года, вышедшая для PlayStation Network и Xbox Live Arcade, сумела частично передать дух оригинала. Правила знакомые: берем дорогую машину и стараемся не потерять управление на крутых виражах. В отличие от предшественников, OutRun Online Arcade позволяет утонуть в роскоши 10 лицензированных Ferrari. И все было бы замечательно, длись контракт с автопроизводителем целую вечность. Но в реальной жизни обозначаются сроки, и в 2011 году они истекли.

До появления информации об удалении Alan Wake из цифровых магазинов в Steam проект посещало около 60 человек в день. 14–15 мая пик одновременных игроков достиг порядка 6 тысяч человек. Таких показателей Remedy Entertainment не видела даже на старте продаж в 2012 году. Истечение лицензии – отличный способ поднять ажиотаж, и, как следствие, продажи. Играйте с умом, выбирайте лучшее.

Александр Демидов

Спецматериал
№210