Нa грaни мeжду триллeрoм и xoррoрoм балансирует прото-киберпанк «Степфордские жены» (The Stepford Wives), наделавший шуму в начале 1975 года. Экранизация одноименного романа Айры Левина рассказывает о небольшой семье – муж Уолтер, жена Джоанна и двое детей – которая переезжает из шумного большого города в тихий, сонный, спокойный Степфорд. Городок, который кажется идеальным для жизни маленькой семьи… возможно, даже чересчур идеальным. Дело в том, что практически все женщины Степфорда – эдакие добропорядочные мамаши. Они хорошенькие, всегда носят красивые платья, превосходные хозяйки и просто без ума от своих мужей, которых считают по-настоящему идеальными. Но идеальные – именно степфордские жены, мужьям же просто живется довольно вольготно. Они проводят время так, как им вздумается, большинство работают на заводе по производству микросхем, расположенном рядом с городом. Мужья в свободное время с готовностью отдыхают и развлекаются, а еще у них есть собственный мужской клуб, состоять в котором очень почетно. Со стороны Степфорд выглядит очень странно, и Джоанна вместе с одной из своих подруг, также новой девушкой в городе, решает разобраться в том, что здесь творится. Но девушки даже не замечают, как вокруг них уже сжимается кольцо…
Если соотносить фильм с жанром киберпанк, то можно сразу сказать, что «Степфордские жены» представляют собой эдакий «домашний», скрытый прото-киберпанк, который сначала и вовсе не кажется киберпанком (а те, кто снимал этот фильм, наверняка даже не подозревали, что в будущем его будут соотносить с данным научно-фантастическим поджанром). Желание многих мужчин иметь дома вместо жены покорную куклу, которая готова на все ради мужа и при этом – идеальная мать и домработница, выразилось здесь в практически настоящий триллер, который к финалу становится уже чистым хоррором. В «Степфордских женах» нет расчлененки, обилия крови, жутких монстров – этот фильм, подобно «Вторжению похитителей тел», пугает социальным аспектом, и делает это по-настоящему мастерски. Последние кадры наполнены такой безысходностью, что действительно становится не по себе.
В итоге получилась неспешная картина о жизни в обществе, где высокие технологии только-только начинают проникать в повседневную жизнь, причем заходят туда с совершенно неожиданной стороны. Украшение картины – главная героиня, роль которой блистательно исполнила Кэтрин Росс, ну, и сам сценарий Айры Левина делает эту ленту очень интересной. Проблема только одна – излишняя затянутость, свойственная фильмам 70-х. Из сюжета «Степфордских жен» спокойно можно выбрасывать 20-25 минут, фильм нисколько не потеряет. Но даже чересчур затянутая, эта картина все равно обязательна к ознакомлению всем поклонникам ужасов и фантастики. В свое время же она стала настолько популярной, что породила несколько продолжений, а также ремейк 2004 года с Николь Кидман в главной роли. Более того, благодаря популярности фильма его название стало нарицательным и сегодня в США любую девушку, которая стремится стать идеальной матерью и супругой могут назвать «степфордской женой».