Oшeлoмляющий успex «Псиxo» прoлoжил дoрoгу на экраны другим прото-слэшерам. Поначалу их было очень мало, в 60-е годы в США, помимо «Психо», снято было всего два фильма, которые можно было отнести к этой категории. И здесь мы не принимаем во внимание фильмы поджанра Gore с обилием расчлененки и маньяками, зародившиеся также в 60-е годы. «Кровавый пир» и «Две тысячи маньяков» иногда ошибочно относят к слэшерам, ошибочно потому, что, как и нашумевшая современная серия «Поворот не туда», французская «Граница» Ксавье Жанса, или десятки других картин разных лет, это скорее просто фильмы ужасов, сознательно концентрирующие внимание на изуверствах, тогда как слэшеры не совсем об этом – слэшеры, в первую очередь, развлекают зрителя саспенсом. Грань между слэшерами и Gore действительно очень тонкая, примерно столь же тонкая, как между слэшерами и джиалло. Но, тем не менее, эта грань есть, и Gore-фильмы мы в этом подборке рассматривать не будем.
Возвращаясь к слэшерам, хочется обратить внимание на отличную картину «Смирительная рубашка», которая вышла на большие экраны в 1964 году. Из всех последователей «Психо» 60-х годов именно «Смирительная рубашка» по качеству исполнения наиболее близко подошла к своему прославленному предку. И не просто подошла, а умудрилась привнести в жанр еще несколько новых важнейших составляющих, которые используются и поныне.
Как и в случае с «Психо», одной из сильнейших сторон «Смирительной рубашки» является замечательный сценарий, сочиненный все тем же Робертом Блохом. Начинается все достаточно банально – Люси Харбин возвращается домой в неподходящее время и застает мужа с любовницей. Ослепленная ревностью, обманутая жена берется за топор – результатом становится двойное убийство, за которое Люси предстоит просидеть 20 лет в психиатрической клинике. Наконец, долгие годы заключения позади, и женщина выходит на свободу. Она приезжает к своему брату, который все это время растил Кэрол, дочь Люси. И вместе с приездом женщины в городе начинаются загадочные убийства, причем орудием преступления снова является топор. Одновременно Люси начинает видеть и слышать странные вещи. Возможно, главная героиня действительно является убийцей с раздвоением личности… или кто-то очень хочет окончательно свести ее с ума?
Для тех, кто разбирается в кино, не секрет, что режиссер Уильям Касл много лет пытался играть на одном поле с Альфредом Хичкоком. И «Смирительная рубашка» — явный ответ «Психо», правда, с не менее неожиданным финалом (нужно отдать должное Роберту Блоху, прославленный мастер ужасов сумел придумать похожую историю во второй раз, в том же жанре, но в совершенно ином стиле). Несомненной удачей Касла является и выбор на главную роль превосходной актрисы Джоан Кроуфорд. Сам фильм, пусть и является традиционно тягуче-медленным, как и другое кино 60-х, в нужные моменты радует саспенсом, регулярно подбрасываемыми загадками, редкими, но прекрасно обставленными убийствами – все это позволяет картине вполне хорошо выглядеть даже сейчас, спустя много лет после премьеры. Разумеется, «Смирительная рубашка» во многом уступает «Психо», но, тем не менее, это техничное, профессионально сделанное кино, которое стоит внимания любителей хороших триллеров и слэшеров.