Долгий путь (No Blade of Grass) | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Вoт eщe oдин фильм, кoтoрый стoит у истоков всего жанра постапокалипсиса. Картина «Смерть травы» (1970), основанная на одноименном романе писателя Джона Кристофера, который вышел в продажу в 1956 году, показывает мир, страдающий от необычного апокалипсиса. Существует некий вирус, убивающий растительную жизнь. Следом за смертью травы от голода умирают травоядные животные, а уж после их гибели голод начинает грозить и человечеству.

Правительства усугубляют ситуацию бомбардировками своих же городов, убивая одних людей для того, чтобы другие получили право на жизнь… Вирус свирепствует всего несколько дней, то есть, цивилизация не погибла десятилетия назад, как во многих других подобных фильмах. И, тем не менее, всего за несколько дней общество срывается в настоящий постапокалипсис, где для того, чтобы выжить, приходится забывать о том, что являешься человеком.

Действие картины, как и оригинальной книги, разворачивается в Англии. Главный герой, Джон Кастанс, в момент начала эпидемии оказывается в охваченном паникой Лондоне. Ему удается вырваться из британской столицы, и он вместе со своей семьей и семьей своего друга пытается прорваться в Шотландию, на ферму своего брата Дэвида, где можно выживать в безопасности, питаясь картофелем (одна из немногих сельскохозяйственных культур, устойчивых к вирусу). Интересно, что нам подробно объясняют причину катастрофы, но в то же время, сама катастрофа – не главная тема фильма. Смерть травы – лишь катализатор, в центре истории же быстрое скатывание человеческой цивилизации в состояние постапокалипсиса, когда именно в самих людях стремительно исчезают остатки всего человеческого. По дорогам толпами носятся байкеры в рогатых шлемах и с фашистскими крестами, а части регулярной армии быстро превращаются в мародеров. Страна распадается на множество небольших городов-государств, которые не только не пускают к себе новоприбывших (голодных ртов и так слишком много), но и отбирают у всех мимо проходящих оружие и еду. И даже положительные герои вынуждены убивать ради выживания просто встречных людей, которые им ничего плохого не сделали, а просто точно также хотят выжить.

В фильме полно натуралистичных эпизодов, вроде перестрелок и драк, есть даже предельно откровенно показанная сцена изнасилования. И все это соседствует с немногими отвратительно нарисованными спецэффектами, вроде грубо намалеванных потоков крови, хлынувших на экран из тела убитой женщины после одного-единственного выстрела.

Но в целом, для начала 70-х «Смерть травы» — кино очень достойное. Неслучайно картина входит в классику постапокалипсиса, обязательную для просмотра каждому, кто увлекается этой тематикой. Поругать фильм можно лишь за некоторую шаблонность, но она воспринимается так только современным зрителем, избалованным подобными кинокартинами, в 70-х же все это было очень свежо и смело. И еще, слишком бегло набросаны характеры героев, слишком штампованно они выглядят – вот мудрый лидер, вот его верный помощник, вот отличный стрелок, готовый на крайние меры, вот испуганная девушка и т.п. Впрочем, здесь уже вина не кинематографистов, а автора оригинальной книги, у которого все персонажи точно такие же. К чести режиссера Корнела Уайлда можно сказать, что снимал он строго по книге, разве что перенес действие из середины 50-х в начало 70-х годов – практически никакой отсебятины в ленте нет.