Нaзвaниe в oригинaлe: Django Unchained
Жaнр: спaгeтти-вeстeрн
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо Ди Каприо, Дон Джонсон, Самюэл Л. Джексон, Кэрри Вашингтон и другие.
Продолжительность: 165 минут
Тарантино продолжает просветительскую деятельность, в своей манере знакомя людей с классикой кинематографа. В прошлый раз он открыл для американцев европейское кино до Второй мировой, теперь — спагетти-вестерны. Учитывая, что американские подростки неплохо знакомы с некоторыми фильмами Серджио Леоне благодаря участию в них Клинта Иствуда и топу IMDB, то Квентин взял за источник вдохновения «Джанго» Корбуччи, от которого, впрочем, ничего толком не осталось.
Темой картины он сделал рабство. Затем придумал двух персонажей, всей душой его ненавидящих, и отправил на юг Штатов, прямиком к виллам циничных рабовладельцев, негров-расистов и Ку-клукс-клана. Персонажи эти ожидаемо небанальные — освобожденный раб и добрейший немец, охотник за головами, в прошлом работавший дантистом. Они быстро превращаются в одну команду, которая спустя полфильма отправляется в последний и главный свой поход — за женой бывшего раба.
Тут, собственно, и заключается единственная проблема «Джанго» — он не воспринимается цельным. Первая половина фильма — это больше маленькие новеллы, небольшие законченные истории, раскрывающие персонажей, раскрывающие тему фильма, но никак не связанные одним общим сюжетом. Вот доктор освобождает раба, вот герои охотятся за нехорошими братьями, вот отдельный стеб над Ку-клукс-кланом — все это прекраснейшие скетчи, между которыми герои вспоминают немецкий фольклор и учатся быть жестче.
Но даже когда заканчивается история с женой, не заканчивается фильм. Начинаются двадцать финалов общей длительностью еще с полчаса, без которых на самом деле история ничего не потеряла бы, а Кристоф Вальц тогда номинировался бы на Оскар на лучшую роль первого плана, а не второго. Тарантино же не захотел закругляться в стиле «Бутча Кэссиди и Санденса Кида», хотя в какой-то момент и возникло такое чувство, что вот, сейчас будут титры. Дополнительное время ему понадобилось для того, чтобы появиться в лучшем своем камео со времен «Криминального чтива» и чтобы довести историю к финалу, одновременно верному названию — верному традициям спагетти-вестернов и верному духу «Бесславных ублюдков». В последнем случае, напомним, одни обаятельные ублюдки победили других обаятельных ублюдков.
В остальном же фильм прекрасен — он невероятно смешной, непредсказуемый и стилистически безупречный. Сам Серджио Леоне вряд ли сегодня, когда правит во всем цифра, смог бы создать такую же картину. Она будто бы пришла из тех самых шестидесятых, золотых лет для жанра. И что занятно — Тарантино обошелся без Морриконе, ему хватило вполне современного саундтрека, который здесь не менее красноречив и прекрасен, чем режиссерский киноязык.
Марк Крузенштейн