Гоголь. Вий | VRgames — Компьютерные игры, кино, комиксы

Рeжиссeр: Eгoр Бaрaнoв.

Жaнр: мистичeский дeтeктив.

В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Юлия Франц.

Продолжительность: 99 мин.

Очень странная идея – снять сериал, а потом разбить его на части и прокатывать как полнометражное кино с перерывом в полгода. Не менее странная идея – рецензировать две серии из середины формально незаконченного сезона. Но давайте посмотрим, что из этого может выйти.

«Гоголь. Вий» – третяя и четвертая «главы» мистического российского сериала, основанного на произведениях и фактах биографии Н. В. Гоголя. Сериал же построен по традиционной для детективного жанра модели «одна серия – одно расследование» со сквозной интригой. Сквозная интрига – дело Всадника, убивающего молодых девушек, плюс попытки главного героя (Александр Петров) разгадать тайну своих магических способностей. Первое расследование фильма – пропавшая девушка и зловещий цветок Кровоцвет. Второе – убийство ведьмы с последующим экзорцизмом. Для отдельных серий мистическо-детективного сериала это вполне нормальные и потенциально интересные сюжеты.

Но сериал нас ждет только после выхода еще одной сдвоенной полнометражки, так что пока у нас тут как бы фильм. И для как бы фильма необходимо создать видимость цельности, что делается за счет выдвижения сквозной линии на первый план. Практически все время уделяется делу Всадника и попыткам Гоголя ему противостоять. У этого сюжета есть динамика, необходимая для полноценного кино, но в итоге все равно получается ни рыба, ни мясо. Расследования оказываются задвинуты на второй план, им не уделяется достаточно времени, чтобы заинтересовать хоть кого-нибудь (и зрителей, и персонажей). Линия Всадника слишком размазана и в рамках фильма не получает никакой развязки. То же самое и с тайной происхождения сверхспособностей Гоголя: она приоткрывается, но этого недостаточно. Еще к первому фильму предъявляли претензии, что он обрывается на полуслове. Здесь уже нет такого резкого обрыва, но есть ощущение незавершенности.

Кстати, о первом фильме: кто-нибудь вообще помнит, что там происходило? Это тоже большая проблема для вовлечения зрителя. «Гоголь. Начало» вышел в конце августа прошлого года, и второй фильм не делает ничего, чтобы напомнить зрителю его события. Понятно, когда в третьей серии персонажи просто продолжают с того места, на котором остановились, но за полгода забываешь, кто есть кто и что они вообще делают. Возможно, было бы уместно в начале фильма вставить небольшую нарезку «В предыдущих сериях», раз уж в конец всунули анонс следующих частей.

А лучшее, что могло произойти с этим сериалом – если бы его главный персонаж никак не был связан с известным писателем. Ко второму фильму от образа Гоголя осталось только имя. Это содействует, как ни странно, более лояльному восприятию персонажа. Если это просто тезка Гоголя, ожидания и отношение совсем другие.

Еще слабое место – визуальная составляющая. Персонажи колоритные, атмосфера гнетущая – словом, картинка привлекательная, но она разбивается о непродуманные ракурсы съемки и реально странные эффекты и монтажные решения. То, что должно пугать, скорее веселит: вся нечисть в округе, которая собралась в церкви и… устроила дискотеку со светомузыкой. Хотя, по сравнению с первым фильмом, таких странных решений стало меньше – по крайней мере, теперь не снимают через «рыбий глаз».

Делать какие-то глобальные выводы можно будет только после выходы всего сериала целиком, а пока остается только ждать и надеяться, что премьеру третей, последней, части не отложат еще на год.

Мария Свист

№217